Академия зимних видов спорта в Красноярске – один из наиболее масштабных проектов последних лет в области спортивного строительства. Проектное решение готово, одобрено федеральной властью. Осталось лишь найти инвесторов для инфраструктурных сооружений

академия

Название «Академия зимних видов спорта» появилось неслучайно. В поcледние десятилетия четко обозначилась тенденция возведения многофункциональных спортивных центров, которые могли бы стать базой не только для тренировок спортсменов высших достижений, но и для массового спорта, а также для прикладных исследований в области физкультуры и спорта. Такие центры являются точками развития профессионального спорта, окупая затраты федераций и владельцев за счет туризма и любительских занятий. Типичный пример – горнолыжный центр «Виерумяки» в Финляндии, о котором SF подробно рассказывал в одном из номеров прошлого года.

Востребованность безусловна

Тот же принцип – массовый спорт в поддержку профессионального – лег в основу идеи красноярской академии. Проект, безусловно, будет востребован федерациями и спортсменами высших достижений: Красноярский край определен Министерством спорта и туризма России как базовый для развития 10 из 15 зимних видов спорта олимпийской программы. Академия потенциально сможет принять тренировки и соревнования биатлонистов, саночников, горнолыжников (кроме слалома-супергиганта), мастеров скелетона и сноуборда. Маркетологи утверждают, что Академия будет популярна среди туристов и любителей. Несмотря на то, что в крае есть несколько горнолыжных курортов, включая расположенный неподалеку успешный «Бобровый Лог» или комплекс в Дивногорске, количество занимающихся зимними видами спорта в регионе непрерывно растет. Это отмечают, кстати, и игроки на рынке спортивной индустрии: по их сведениям, за последние пять лет оборот в этом сегменте увеличился почти в 2,5 раза, причем львиная доля роста пришлась именно на товары для зимних видов. Эта отрасль одной из первых оправилась после пика кризиса, пришедшегося на 2009 год, и теперь стабильно наращивает обороты. По мнению прославленного российского горнолыжника, а ныне главы московского представительства компании «Росинжиниринг» Леонида Ипатова, рынок горнолыжных центров в России сегодня заполнен лишь на 30-40%. «Учитывая наши природные условия, практически в каждом российском городе с населением от 300 тыс. человек может быть построен успешный горнолыжный комплекс, а пока такие объекты есть не в каждом городе с миллионным населением», – отмечает он.

Инфраструктура – наиболее дорогостоящий сегмент

Однако даже при благоприятных, казалось бы, внешних обстоятельствах проект строительства академии на сегодняшний день пока не демонстрирует соответствующих темпов развития, хотя реально работы начались еще в 2008 году. Главная причина – серьезная стоимость: по некоторым оценкам, для полной реализации проекта понадобится до 400 млн долларов. При этом «щадящие варианты» на сегодня не рассматриваются: проектное решение по-прежнему включает в себя Академию биатлона и два ядра – «Сопка» и «Радуга». Все презентации проекта обозначают распределение финансирования по годам: 2010-й – 400 тыс. долларов, 2011-й – 52 млн долларов, 2012-й – 108,6 млн долларов, 2013-й - 125,5 млн долларов, 2014-й – 61,7 млн долларов. И это лишь средства для строительства трех пусковых комплексов: Трамплин, Лыжный и Фристайл. Тогда как любой инвестор, когда-либо вкладывавший средства в обособленные спортивные комплексы, знает: большая часть средств уходит на обустройство инфраструктуры – жилого и досугового комплексов, ресурсного снабжения, логистики и т. д. Когда организуется «классический» курорт зимних видов спорта, номенклатура достаточно проста: собственно комплекс спортсооружений, гостиница (кемпинг или группа шале), точки общественного питания, инженерные коммуникации и удобная подъездная дорога. Но если речь идет о большом многофункциональном комплексе, рассчитанном на тренировки национальных команд и соревнования международного уровня, все неимоверно усложняется. Поскольку спортсмены высших достижений не могут постоянно проживать на территории комплекса, инфраструктурной зоной академии становится весь Красноярск, начиная международным аэропортом и железнодорожным вокзалом и заканчивая сетью гостиниц уровня не менее четырех звезд. Забегая немного вперед, отметим, что существующее проектное решение для академии уже предусматривает масштабные работы в черте города: основательное расширение Свободного проспекта и ведущих к нему дорог, строительство развязок и многоуровневых перехватывающих парковок, откуда можно будет доставлять людей в академию новыми маршрутами общественного транспорта.

Зона застройки: выгоды и проблемы

Сама зона застройки академии с инфраструктурной точки зрения имеет, наверное, столько же плюсов, сколько и проблемных мест. С одной стороны, расположение удобное: западная часть Красноярска, экологически чистая рекреационная зона, на востоке граничащая с территорией Сибирского федерального университета, а на севере – с лыжным стадионом. На территории застройки – бывший детский лагерь, соединенный асфальтированным шоссе с городской улицей Стасовой. Через зону застройки проходит высоковольтная линия электропередачи. Однако проблем на территории не меньше. Во-первых, на асфальтовую дорогу, ведущую к лагерю, можно попасть только через грунтовую. Во-вторых, от детского спортивного лагеря (это место относится к планировочному ядру «Радуга») остались лишь руины, поэтому местность нуждается в расчистке. Наконец, мощности ЛЭП недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности академии (много энергии уходит в здания федерального университета), поэтому нужно строить блок повышающих трансформаторов. В зоне ядра «Сопка», где расположен старый комплекс трамплинов, тоже понадобится сносить все сооружения, поскольку трамплины не соответствуют современным требованиям, а несущие конструкции находятся в аварийном состоянии. Так как инженерных коммуникаций в зоне застройки академии нет, проектным решением предусмотрено нетянуть сюда тепломагистрали, а сделать автономное электроотопление зданий всего комплекса. По расчетам, это увеличит нагрузку на сети академии до 13 МВт – довольно серьезная, критичная цифра. Но самой главной проблемой является канатная дорога. Речь идет не об обычном подъемнике, доставляющем спортсменов на трассы и трамплины, а о большой канатной дороге через Енисей, которая должна связать с комплексом академии фан-зону курорта «Бобровый Лог». Это оптимальный маршрут для будущих посетителей академии, однако проект масштабный и затратный: длина канатной дороги должна составить около 5 км.

Технологическое оснащение – отдельная статья

Но и этим инфраструктурные запросы будущей академии не исчерпываются. Горнолыжные трассы подразумевают закупку систем искусственного оснежения и ратраков (машин для уплотнения снега), систем намораживания льда на трассах для санного спорта и скелетона, не говоря уже о локальных подъемниках. По подсчетам специалистов, обустройство одного квадратного метра инфраструктуры обычного горнолыжного курорта обходится примерно в 1000 долларов. В центрах, подобных академии, эта сумма, безусловно, будет выше. Специалисты приводят следующий порядок цифр по оснащению горнолыжного центра: канатные подъемники – 3-12 млн долларов, один ратрак – 50-300 тыс. долларов, системы оснежения – 100-150 тыс. долларов для одной трассы, снежные пушки – от 20 тыс. долларов. Но, как отмечает менеджер по развитию горнолыжного комплекса «Благодать» (Белокуриха, Алтайский край) Владимир Гордейчик, покупка оборудования — ничто по сравнению с общим масштабом затрат. «Сначала вам нужно провести электричество, все коммуникации, дорогу. Центр должен иметь удобные подъездные пути для автомобилей и общественного транспорта. Особенно критична эта позиция для городского парка», – говорит Гордейчик. Наконец, следует подумать о внутренних коммерческих проектах, позволяющих хотя бы немного снизить срок окупаемости академии. На горнолыжных курортах мира таковыми являются обычно участки для экстремальных видов спорта: трассы для катания на снегоходах, собачьих или оленьих упряжках. Разумеется, быструю отдачу приносят бары и рестораны на территории комплекса. Однако и дополнительная инфраструктура требует увеличения первоначальных инвестиций до 30-40%.

Срок окупаемости – не менее 10 лет

Раз уж речь зашла о сроках окупаемости, следует отметить: инвестиции в проекты, подобные академии, долгие. Сегодня даже в самом Красноярске затрудняются назвать точные даты. Можно лишь оперировать сопоставимой отраслевой статистикой горнолыжных курортов. По мнению Владимира Гордейчика, инвесторы строящихся сегодня в России центров изначально закладывают периоды окупаемости от десяти лет и выше. С ним соглашается директор самарского горнолыжного комплекса «Красная Глинка» Станислав Тищенко: «Горнолыжный центр не та сфера, куда приходят за «быстрыми» деньгами». Это, напомним, относится к компактному, чисто коммерческому проекту, рассчитанному на массовый туризм и спорт. Многофункциональная академия, призванная «тянуть» десяток видов спорта высших достижений, будет окупаться еще дольше. Такого же мнения придерживается и вице-президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Дмитрий Свищев, который считает, что минимальный срок окупаемости для горнолыжного проекта за пределами Москвы и Санкт-Петербурга – 10-11 лет. Залогом успешности любого проекта он называет государственно-частное партнерство. «Деньги действительно большие и длинные. Без связей с руководством области, края, города невозможно строить. Горнолыжный центр, на мой взгляд, – симбиоз коммерции, спорта и социальной сферы, который должен привлекать и государственные органы, и коммерсантов, и спортсменов. Команда из этих базовых игроков может сделать качественный и успешный продукт», – говорит Свищев.

Аргументы в пользу инвестора

Итак, Академия зимних видов спорта в ее нынешнем решении – проект столь же амбициозный, сколь сложный и проблематичный. Однако серьезного инвестора, рассчитывающего на перспективное партнерство, это вряд ли отпугнет. Тем более что у проекта есть ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь это, конечно же, благожелательное внимание и поддержка не только местных, но и федеральных властей. Проект строительства академии был презентован главе правительства России Владимиру Путину в Сочи в сентябре 2010 года. Премьер благосклонно оценил презентацию и пообещал поговорить о ней с министром спорта и туризма России Виталием Мутко. Результат не замедлил сказаться: академия включена в федеральную программу финансирования строительства спортивных объектов. Уже в этом году из федерального бюджета будет выделено около 7 млн долларов, а в 2012-м - до 12 млн долларов. Кроме того, в течение трех ближайших лет Сибирский федеральный университет получит из бюджета Красноярского края свыше 33 млн долларов; основная часть этих средств предназначена для строительства объектов академии. В пользу инвестора говорит и динамика экономического развития региона. В 2010 году Красноярский край был признан самым инвестиционно привлекательным субъектом Северного федерального округа. В экономику края из разных источников поступило в общей сложности более 8 млрд долларов, причем 53,8% этих средств – инвестиции в основной капитал. Свыше 20% иностранных инвестиций в регионы Сибири приходится на Красноярский край (рост, по сравнению с 2009-м годом, в 3,4 раза). Соответственно, такие успехи сказались на отечественных и мировых инвестиционных рейтингах региона. Согласно рейтингу российского агентства «Эксперт РА», по инвестиционному потенциалу в 2009-2010 годах Красноярский край занимает 8 место в стране, уступая лишь традиционным лидерам. Международное агентство Standard & Poor's не так давно присвоило региону рейтинг «стабильный», подтвердив долгосрочный кредитный рейтинг края «ВВ+». Параллельно агентство распространило комментарий, в котором прогнозируются динамичный экономический рост края, высокие показатели исполнения бюджета и низкая долговая нагрузка в перспективе до 2013 года.

Кто станет первым?

Можно констатировать, что в Красноярском крае на сегодня сложились благоприятные предпосылки для долгосрочного инвестирования. Пожалуй, единственное, чего не хватает проектам, подобным академии, – известности, системного продвижения на мировом уровне. Местная власть делает для этого все возможное, но пока устойчивый интерес к проекту проявила только французская компания Gorimpex, занимающаяся производством оборудования для горнолыжных курортов. Компания готова строить 5-километровую канатную дорогу через Енисей до академии. Другая французская компания Accor, специализирующаяся на отельном бизнесе, продемонстрировала желание не только строить в Красноярске современные гостиницы, но и выступать соинвестором застройки. Но этого, безусловно, мало. Огромный спортивный и туристический потенциал Красноярского края ждет стратегических инвесторов. Тот, кто первым оценит эту нишу и начнет ее осваивать, без сомнения, получит в перспективе серьезные дивиденды.

Текст: Анатолий Агеев

Читать номер целиком