Проект спортивно-тренировочной базы подготовки спортсменов высших достижений в Красноярске ждет своих инвесторов, подрядчиков и начала строительства. О том, какой задумывалась, развивалась и менялась концепция объекта в процессе работы над ним, SF от имени всего авторского коллектива проектной мастерской А2 рассказал Антон Шаталов, главный архитектор проекта

академия

– Какова общая концепция проекта, как он начинался?

– Академия зимних видов спорта базируется на Николаевской сопке на территории спортивно-тренировочной базы, построенной к зимней Спартакиаде народов СССР 1982 года. Она состоит из 5 прыжковых трамплинов (К18, 32, 56, 90,120) и 3 горнолыжных склонов с перепадом высот от 100 до 150 м. Уникальность территории в ее расположении: в черте города, но в экологически чистом районе в окружении леса. На территории и сейчас действуют спортивные школы, а идея проекта принадлежит именно спортсменам. Академия зимних видов – яркий пример того, как спортивная инициатива, идущая «снизу», была поддержана на самом высоком уровне. Первые проработки наша мастерская выполняла на безвозмездной основе по просьбе президента краевой федерации по прыжкам на лыжах с трамплина А.И. Клименкова в конце 2009 года. Существующие спортивные сооружения предполагалось реставрировать, построить гостиницу, небольшой спорткомплекс и проложить 3 новые трассы для слалома и фристайла. Планировалось связать сопку с находящимися рядом спортивными объектами – лыжным стадионом «Ветлужанка» и строящейся Академией биатлона – с помощью лыже-роллерных трасс. Далее все развивалось очень быстро, и уже в марте 2010 года министерство спорта Красноярского края заказало концепцию развития Николаевской сопки (тогда появилось и название проекта), а в июне мы приступили к эскизному проекту, который в полном объеме был завершен в декабре 2010-го.

– Насколько проект соответствует первоначальному замыслу?

– По своей сути академия – всесезонная спортивно-тренировочная база подготовки спортсменов высших достижений с развитым кластером для массового и студенческого спорта. Первоначально заказчиком совместно с нашей мастерской было составлено техническое задание на проектирование 35 тыс. м2 общей площади зданий, реконструкцию трамплинов, трассировку горнолыжных, лыже-роллерных и трасс фристайла, с подъемниками, освещением и снегообразованием. Предполагалось построить летний фристайл, лыжный стадион, скалодром и едодром, хавпайп, трассу слойпстайла, скейт-парк, трассу BMX и санно-бобслейный разгонный комплекс. Другими словами, полноценные объекты и инфраструктуру для развития более 10 зимних видов и всесторонней общефизической подготовки спортсменов, студентов и горожан.

– Что пришлось менять по ходу работы? Почему?

– Проанализировав территорию, мы пришли к выводу, что сопки будет недостаточно и без серьезного изменения ее рельеф не подходит для ряда сооружений. Так как основными условиями мы ставили сохранение естественного ландшафта и минимизацию вырубки зеленых насаждений, было решено искать место для территориальной экспансии академии. Выбор пал на руинированный детский спортивный лагерь «Радуга» в километре на северо-запад, находящийся на балансе горспорткомитета. Идея была всесторонне поддержана, и ряд объектов (лыжный стадион с трассами и скалодромы) переехали в «Радугу». Внедрение двуполярной планировочной схемы академии, помимо явных плюсов, принесло необходимость дублирования ряда объектов (спорткомплекс, гостиница, центр обслуживания населения, закрытый паркинг). Детальное изучение спортивной технологии, тренировочного и соревновательного процессов, увязка совместного использования объектов, требования ближайшего соседа – Сибирского федерального университета также привели к расширению общей площади объекта, которая в итоге увеличилась более чем в 2 раза, а территория комплекса – в несколько раз (237,9 га).

– Как учитывались особенности уникального ландшафта местности при планировании объекта?

– Участок для проектирования расположен в западной части города Красноярска в экологически чистой рекреационной зоне вдали от производственных предприятий. Для уменьшения антропогенного влияния на природный ландшафт проект комплекса основан на следующих базовых принципах: уменьшение площади застройки; использование складок рельефа; интеграция зданий с ландшафтом; вертикальная урбанизация; эксплуатируемые кровли; многоуровневые подземные паркинги; минимизация вырубки зеленых насаждений и полное сохранение ценных пород; застройка ранее урбанизированных территорий; прокладка транспортных, пешеходных и лыжных маршрутов в створах существующих путей. Центры обслуживания населения размещены над многоуровневыми автомобильными паркингами, покрытия которых формируют общественные пространства. Крыши центров оборудованы террасами-трибунами для обзора спортивных сооружений. Необходимость создать плоскую площадку для лыжного стадиона дала возможность вместо серьезного объема насыпи встроить в стадион административно-тренерский и гаражно-технический блоки. Тренерский блок «Трамплин» занял место существующей насыпи и подпорной стенки в зоне выката комплекса трамплинов, по его покрытию проходит транзитный пешеходный путь, отделенный от зоны выката трибунами. В зданиях тренерских блоков и санно-бобслейной эстакады естественный рельеф используется для организации выходов в разных уровнях. Плоские кровли многофункциональных спортивных комплексов используются в летнее время для организации открытых спортивных площадок. На крыше комплекса 1b располагается скейт-парк. Автомобильные паркинги у гостиницы и спорткомплекса в планировочном ядре «Сопка» встраиваются в рельеф, изолируя автомобильный транспорт и создавая общественные пространства.

– Чей опыт был использован и учтен в работе над проектом?

– За время работы над проектом мы активно изучали российский и международный опыт. Провели неделю на стройплощадке похожего комплекса в г. Чайковский Пермского края, побывали на санно-бобслейной трассе в Парамоново, на спортивных объектах в Германии, Австрии и Швейцарии. Мы работали рука об руку со спортсменами, которые нам активно помогали. В работе над проектом нас неоднократно консультировали специалисты с опытом проектирования, строительства и эксплуатации подобных объектов на территории России. По горнолыжным трассам, подъемникам и системам снегообразования – Леонид Ипатов и Алексей Январев. По всей санно-бобслейной теме неоценимую помощь оказали авторы парамоновской трассы – Олег Орлов, профессор Александр Шахназаров и профессор Александр Остроумов. Перед началом проектирования спортивных комплексов и центров обслуживания нами был организован международный воркшоп, в составе которого были три молодых французских архитектора и три голландских. Результат работы воркшопа был переосмыслен в нашей мастерской, но, безусловно, сказался на архитектурном качестве объектов. Все проектные решения пошагово согласовывались с краевыми спортивными федерациями, а потом и с федерациями РФ в Москве. Все замечания были учтены. Проект был неоднократно представлен премьеру Путину, министру Мутко и ряду российских спортивных функционеров. 1 марта 2011 года проект прошел градостроительный совет в администрации Красноярска, где получил высокую оценку членов градосовета и был рекомендован к дальнейшей разработке. Сейчас ведутся переговоры с перспективными подрядчиками по специализированным направлениям. Обсуждается вопрос строительства санно-бобслейной трассы.

Беседовала Светлана Архипова

Читать номер целиком