Вопросом как в нашем городе живется автомобилям заинтересовался коллектив проектной мастерской «А2» во главе с генеральным директором Борисом Шаталовым. В мастерской по инициативе руководителя провели важные для развития Красноярска исследования автопарковок и автостоянок. Результаты ошеломляющие: из зарегистрированных на январь 2009 года 324 тысяч автомобилей всего 8 тысяч имеют санкционированные места хранения. В зарегистрированных гаражных кооперативах числится 91 тысяча машин. Таким образом, всего 99 тысяч автомобилей стоят в условиях, относительно соответствующих нормам. Примерно 164 тысячи машин находят убежище на временных стоянках, в железных гаражах, никак не удовлетворяющим нормативным требованиям, 61 тысяча авто вообще входит в разряд «без определенного места жительства», то есть, места их хранения определить не возможно.

— Борис Борисович, ваша известная в городе проектная фирма отнюдь не какой-то отдел статистики — для чего вам понадобились данные цифры и вообще, в чем суть исследований?

— Я архитектор и моя профессиональная обязанность показывать обществу пути решения проблем. Красноярск занимает в стране второе место по количеству транспорта на душу населения — это заметно невооруженным глазом, без всяких цифр! И если игнорировать факт техномобилизации, город скоро окажется в плену ее последствий, что впрочем, уже происходит. Поэтому мы по своей инициативе выполнили проектно-исследовательскую работу на тему стоянок и парковок. Первый этап исследования был проведен по заказу компании «Ленком». Он показал, что внедрение механизированных парковочных комплексов даёт возможность не только существенно увеличить емкость как наземных, так и подземных паркингов, не только рационально выполняют задачу по временному паркованию и ночному хранению автомобилей, но и не портит городского визуального ряда. Таким образом, нам удалось разработать и предложить ряд проектных решений, чтобы автопаркинги, не затрагивая детские площадки, газоны и автобусные остановки, могли обрести свое место под солнцем.

Примерно 164 тысячи машин находят убежище на временных стоянках, не удовлетворяющих нормативным требованиям

— Примеры?

— Довольно загроможденную парковку на 30 автомобилей рядом с ЦУМом можно заменить на механизированную подземную парковку как минимум на 192 машины со стеклянным надземным павильоном для приема авто. При этом наземная часть территории парковки согласно нашему плану превращается в сквер. Это лишь один вариант, который может снять напряженность в этой части города. Другой пример — линейный паркинг, совмещенный с точками торговли и общепита, внешне даже не похожий на парковку — скорее, на центр общения, место дворовой активности. Но все это пока исследовательские проекты, их реализация пока обсуждается, а мы ждем решения и заказов.

Довольно загроможденную парковку рядом с ЦУМом можно заменить на механизированную подземную парковку

— В чем заключался следующий этап ваших исследований, к которым, насколько я знаю, вы даже подключили науку, доцента Сибирского федерального университета Ирину Кукину и аспиранта Ирину Познякову?

— Второй этап нашей работы заключался в комплексном исследовании ситуации с автомобильными стоянками и парковками в городе. В ходе исследований мы должны были определить, где и какие стояночные комплексы лучше всего вписываются в городскую инфраструктуру: подземные, наземные, встроенные или пристроенные. Была разработана система карт, по которым исследовались характерные проблемы парковки для разных типов застройки. Скажем, для Предмостной площади с 5-этажными домами, где территории хватает, но очень большая захламленность старыми гаражами, — одно решение, на Взлетке с ее высотными домами нет захламляющих дворы «ракушек», но зато прослеживается угнетение придомовых территорий паркующимися авто. Мы сняли и зафиксировали современную градостроительную информацию, чтобы, в частности, определить, где в первую очередь от незаконных хаотичных парковок страдают дворовые игровые и зеленые зоны, словом, где автомобили нещадным образом поглощают жизненное пространство горожан.

— Исследовали, зафиксировали, а что дальше?

— Сделали вывод, чтобы в городе и людям и автомобилям жилось хорошо нужно строить современные паркинги, места для парковки в них нужно продавать автовладельцам в собственность либо предоставлять в аренду. Для этого необходима целевая городская или краевая программа, поскольку одним архитекторам данную проблему не решить. Тут, безусловно, необходимо вмешательство различных ведомств и служб. Да и для бизнеса вложение денег в это направление может быть не менее привлекательно, чем, к примеру, в жилье или офисные комплексы, но бизнесу в этой сфере надо помочь.

Линейный паркинг совмещенный с точками торговли и общепита

— Рано или поздно в нашем городе начнут строиться современные парковочные комплексы, как они будут выглядеть?

— Это будут автоматизированные парковки, которые, кстати, нуждаются в значительно меньшей строительной составляющей. Бункер, куда устанавливается двигающаяся механическая этажерка, — примерно так можно охарактеризовать современную автоматизированную парковку. Конечно, здесь велика стоимость оборудования, зато выигрыш на строительных затратах получится существенный!

Опять же приобретать механические парковки в Китае или Корее дорого. Мы исследовали, и этот вопрос и с полной ответственностью утверждаем, что в Красноярске может выпускаться отличное оборудование для механизированных парковок. Думаю, для имеющейся в крае научной базы не составит труда разработать и предоставить проект современной механической красноярской парковки, а местному машиностроению наладить производство не только для нужд нашего города, но и впоследствии для других городов страны.

Мы просчитали, если наладить производство механических парковок на местном уровне, то цена одного парковочного места из 8 тысяч долларов уменьшается до 2-3 тысяч, что сразу же отражается на доступности таких парковок для населения.

Мы докладывали результаты наших исследований на экспертном совете Корпорации «Красноярск – 2020» и нашли там поддержку наших идей. Надеемся на продолжение работы, ведь Красноярск решая проблему хранения автомашин, становится чище, уютнее, безопаснее, к тому же образуются новые рабочие места, а бюджет города получает дополнительное финансирование в виде налогов.

Так и город модернизируем – и кризис одолеем!

Андрей Катеренюк