Среди легенд об Александре Македонском особой популярностью пользуется рассказ о том, как южный завоеватель в ответ на предложение жрецов развязать хитроумный узел, завязанный царем Гордием, попросту разрубил его. Точно такой же является логика противников точечной застройки, для которых все просто: «пусть все остается, как есть», словно и не существует заброшенных пустырей, помоек и самовольных сооружений, трущобных, ветхих строений, где вынуждены жить люди. Протестующие требуют повсеместно и категорично запретить точечное строительство. «Точечная» застройка — это тоже один из мифов, рожденный лет десять назад. Его можно назвать своего рода индикатором конфликта между недовольными жителями и градостроителями. Как переломить традицию негативного восприятия реконструкции и строительства в якобы обжитых и застроенных территориях? Об этом рассуждают красноярские архитекторы.

Борис Борисович Шаталов:
Заниматься реконструкцией сложившейся застройки
нужно грамотно, комплексно и очень осторожно.

— Под «точечной застройкой» подразумевается строительство новых зданий в уже сложившейся среде. Здания старятся, физически и морально «изнашиваются». Город — живой организм — он постоянно находится в процессе «отмирания старых клеток и рождения новых». Рост города обуславливает процессы непрерывной самоочистки, освежения и актуализации его ткани. Это происходит не само по себе — это делают люди. Процесс безболезненного существования и развития города должен базироваться на комплексном научном подходе в согласованном взаимодействии науки, культуры, градостроительной и архитектурной практики, СМИ и конечно властей и горожан.

Невозможно сохранить сложившуюся застройку в неизменном виде на исторически долгий промежуток времени, максимум через 50 лет рядовая застройка нуждается в обновлении. Это однозначно не относится высокоценной исторической среде и охраняемым памятникам архитектуры и истории (хотя содержание и этих объектов в технически исправном состоянии требует постоянной работы с ними). Здесь нужна постоянная, кропотливая работа профессионалов, а не «смелые», декларативные заявления, как это, например, позволила себе руководитель красноярского Управления Росохранкультуры В. Старокожева в интервью газете «Вечерний Красноярск» («Вечерний Красноярск № 36 от 1 октября 2008 года). Подлинных знатоков всегда единицы, но и по этой тематике (реставрация, реконструкция, история Красноярской архитектуры и градостроительства) у нас они есть. Кстати, и главный архитектор края Константин Шумов, и главный архитектор города Вадим Пирогов весьма компетентны в данной теме, так как занимались и занимаются сохранением и реконструкцией исторического наследия профессионально.

Но и перегиб в сторону полной музеефикации-консервации ценнейшей среды исторического центра, на мой взгляд, не жизнеспособен, так как здание «живет» пока «работает». И новый объект среди старых и старое здание среди новых построек может стать интересным артефактом, обогатить среду, создать интригу взаимодействия... Живая связь времен не прерывается только тогда, когда каждая историческая эпоха добавляет к накопившемуся за века свой собственный штрих. Так происходит там, где новое умело и тактично встраивается в общий хор индивидуальностью своего голоса.

В каждый исторический период влияние разнообразных факторов — политических, географических, технологических, экономических, человеческих — приводило к тому, что в любой сложившейся единой застройке есть места, которые должны быть использованы с учетом современных условий. Если же мы говорим о сложившейся застройке 60-70-х годов прошлого века, то в этих микрорайонах нет памятников исторического или архитектурного наследия, но среда сама по себе представляет ценность для горожан.

Важно сохранить застройку середины и второй половины ХХ века, это тоже историческая память города. Хотя микрорайонная планировка 60-70- годов, как правило, отличается монотонностью и не соответствует параметрам сегодняшней интенсивной жизни большого города: отсутствие парковок, скверная обустроенность дворовой территории и т.д. Не надо делать из района Предмостной площади пародии на Манхэттен. Здесь сложилась единая среда из 5-этажек, но работать с такой средой можно и нужно. К сожалению, я не могу назвать ни одного примера умелой работы в этом направлении. Это принципиально важно, ведь если тридцать лет назад нормой были хоккейно-футбольные площадки в ткани жилых районов, то сейчас есть потребность в бассейнах, теннисных кортах, велосипедных дорожках, не пересекающихся ни с проездами, ни с путями пешеходов. А автопарковки!

Города и их центры всегда перестраивались, всегда устаревшее уступало место новому. Ведется их реконструкция и сейчас. Будут они реконструироваться и впредь.

В нашей мастерской, например, был разработан проект дома, отчасти подпадающий под непрофессиональный термин «точечная застройка». 16-этажный жилой дом на пересечении улиц 9 мая — Шумяцкого. Дом замыкает сложившуюся жилую группу и большим плюсом стало то, что он прикрыл большой двор от дороги. Раньше там располагался пустырь с чахлыми газонами. При проектировании было учтено, чтобы ни одна квартира у прилегающих к нему домов не пострадала по инсоляции и другим факторам. Новые газоны, пешеходные дорожки и проезды, парковки, освещение, обновленные детский городок — в итоге общее качество среды обитания улучшилось. Дом в 2008 году получил звание «лучшего жилого дома в кирпичном исполнении».

Проблемы города бесконечно обновляются, так что недостаток работы архитекторам и строителям не грозит. Строить и реконструировать — это деятельность разного масштаба, мне кажется, что реконструкция требует значительно больше внимательного и скрупулезного, бережного и умного отношения. Сейчас его явно не хватает.

Поэтому, в свою очередь, возникает обостренный интерес к процессу «точечной застройки». Главная задача в том, чтобы после уплотнения застройки — качество жизни «сторожилов» данной территории улучшилось. Задача архисложная и для многих площадок под уплотнение не решаемая. Там, где она не решается — строить нельзя!!!

У нас крайне неэффективно используются значительные городские территории. Стихийно возникшие гаражи-ракушки, овощехранилища, погреба, мусоросборники, свалки, пустыри и склады «сжирают» территорию будущего развития, громоздят одну проблему на другую.

Если говорить о приоритетах, то проблема номер один в Красноярске — это транспортный коллапс. С каждым сезоном — осенью, весной — мы сталкиваемся с безобразным ухудшением транспортно-дорожной ситуации. Кардинального решения требует вопрос строительства многоуровневых транспортных развязок, подземных переходов, мостов, паркингов — всей транспортной инфраструктуры. Строительство многоэтажных подземных автостоянок — непростое и дорогое дело, нужно защититься от грунтовых вод, обеспечить эффективную вентиляцию и противопожарную безопасность. И все же это — единственный целесообразный путь, и следование по нему оборачивается немалыми выгодами, как только мы начинаем подсчитывать, во что обходятся открытые автостоянки внутри жилых массивов, сколько места они занимают и как отравляют всем жизнь. Надо поощрять развитие общественного транспорта, и это должна быть не сеть коптящих полуподпольных маршруток, а современный путь развития. Город требует от властей и транспортников поиска решений.

Меня радует, что жители объединяются в какие-то сходы, хотя мне, как архитектору, они вроде бы усложняют работу. Пока все это происходит экзальтированно, с чрезмерной аффектацией, но у нас нет другого пути. Когда ребенок начинает учиться ходить, он падает, но если его посадить и привязать к стулу, он никогда не пойдет своими ногами красиво и уверенно.

Диалог между проектировщиками и горожанами необходим. Реконструкция должна быть компромиссом не только между экспертами, но и между обычными людьми, уважительно относящимися к праву других на свое мнение. Движение горожан в защиту своего права на участие в принятии градостроительных решений должно встречать понимание со стороны городских властей и нанятых ими экспертов. Нужно проводить «круглые столы», организовывать общественные дискуссии, вести широкую информационную поддержку в СМИ. Диалог проектировщиков, ученых, администраторов и горожан приобретает тем самым характер объективной необходимости и будет идти непрерывно, как и процесс жизни города.

Расширение прав и возможностей муниципалитета, процесс формирования гражданского общества непременно должны сказаться на проблеме «точечной застройки». Процесс решения, чтобы он был успешным, необходимо строить как многоступенчатый диалог. Пусть это неизбежно усложнит процесс проектирования. Зато осуществление проекта можно будет провести быстрее и четче, не растрачивая силы, время и средства на исправление необязательных ошибок и долгую череду взаимных упреков между архитекторами, чиновниками и горожанами в безвкусии, вандализме, невежестве и т.д.

Положительную роль должны сыграть и архитектурные конкурсы на все знаковые для города объекты. А открытые, освещаемые СМИ общественные обсуждения конкурсных проектов — еще один шаг к развитию цивилизованного разговора о городе.

Сделать шаг и повернуть диалог в позитивное, креативное русло должна и власть, которая будет понимать, насколько сложно и ответственно надо заниматься внедрением новых объектов в сложившуюся застройку.

Сегодня механизм выделения земельных участков под реконструкцию в существующей среде нуждается в корректировках. Эта работа должна стать прозрачной, системной, согласованной с урбанистической наукой и в соответствии с генпланом развития города. Есть обширный мировой опыт. Мы неизбежно будем заниматься реконструкцией исторически сложившихся микрорайонов, как это происходит во всем мире, когда главной целью является создание красивой, здоровой и удобной среды обитания.

На начальном этапе накопления капитала и всеобщей анархии 90-х годов об этом было просто смешно говорить, но этот период мы проскочили. Сейчас у частного строительного бизнеса меняются подходы, возникают новые приоритеты и методы управления. Комплексная застройка, научный подход медленно, но верно входят в арсенал ведущих красноярских застройщиков.

Все вместе мы должны искать конструктивные решения. И эта проблема общего взаимодействия значительно шире, чем тема «точечной застройки». Досадно, что сегодня губернатор, мэр не часто вступают в диалог с профессионалами-архитекторами, наше мнение игнорируется, интеллектуальному цеху проектно-строительного процесса навешивается ярлык «слабого звена». Думаю, что это время рано или поздно пройдет. В Красноярске большая когорта грамотных, опытных, интересных архитекторов и проектировщиков, любящих свой город. А из градостроительных ошибок пора извлекать уроки — слишком дорого эти ошибки обходятся, чтобы позволять себе их повторять. Красноярск должен научиться работать с этой проблематикой — чем раньше тем лучше.