REDEVELOPER - флагманский ресурс РЕ-объектов и РЕ-площадок, база, консолидирующая рынок и редевелопмент в единую профессиональную площадку, сегодня о проекте мастерской А2: Комплексное развитие Электровагоноремонтного завода.


Новый ЭВРЗ

Территория ЭВРЗ (Красноярского электроремонтного завода) – индустриальная зона в центре города с богатым историческим и архитектурным прошлым и большими перспективами на будущее. Именно это место, которое сейчас разрывает городскую ткань, может превратиться в точку притяжения в Историческом центре Красноярска, включив в себя кластер креативных индустрий, музейный комплекс и современную жилую застройку loft-стиля, со всей необходимой инфраструктурой и досугом.

Проектная мастерская А2 по собственной инициативе разработала концепцию комплексного развития территории электровагоноремонтного завода: не убивая предприятие – перенести его на новые мощности; расположить большой культурно-досуговый кластер, интересный всем – от мала до велика, бережно обновить старые здания, 11 из которых – памятники индустриальной архитектуры; построить новый жилой квартал, который создаст не только ещё один привлекательный фасад, но и обеспечит активность для горожан; создать транспортную доступность и соединить городскую ткань.

Концепция развития ЭВРЗ выставлялась на двух архитектурных фестивалях: «Архитектурное наследие» и «Зодчество в Сибири», на последнем была отмечена Золотым дипломом в номинации «градостроительство».

О месте

Участок проектирования в 44,8 га окружен важными транспортными магистралями, c запада – железная дорога «Транссиб», с востока – улицы Маерчака и Профсоюзов, с севера – крупный транспортно-пересадочный узел «Путепровод», и проспект Свободный, с южной стороны участка проходит автомобильный Копыловский мост, и железнодорожный вокзал «Красноярск-главный».

Красноярский электровагоноремонтный завод – одно из самых старинных предприятий города и когда-то, крупнейшее в Енисейской губернии. Именно железная дорога (Транссибирская железнодорожная магистраль) стала мощным градообразующим фактором, превратившим Красноярск из уездного города в губернский, а затем и в столицу региона. В 2023 году ЭВРЗ отметил своё 125-летие.

Летопись главных железнодорожных мастерских начинается с 24 июня 1898 года, которые в 1932 – получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. Во время Великой Отечественной войны на заводе производили военную продукцию, было изготовлено пять бронепоездов, минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек. Здесь формировалась отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. 30 декабря 1971 года ушел из ремонта последний паровоз, закончилась «паровозная эпоха», технический прогресс не обошел ПВРЗ и завод получил статус электровагоноремонтного и стал называться ЭВРЗ.

На «новые рельсы»

Сегодня завод утратил свою былую значимость, деятельность завода не столь масштабна, она требует реорганизации, для новых предполагаемых мощностей, необходимы новые цеха, новые «стены». В данный исторический отрезок времени, эта уникальная территория закрыта для общего доступа, она разрывает градостроительную ткань района, а вместе с тем, одиннадцать зданий заводской недвижимости представляю культурную ценность и нуждаются в реставрации, один объект – объект культурного наследия.

Как превратить промышленную зону в привлекательную современную территорию для города с широким диапазоном интересов и при этом сохранить уникальность места и его историю? Такую задачу поставили перед собой красноярские архитекторы проектной мастерской «А2».

Первое, что необходимо сделать – перенести ЭВРЗ на новую производственную площадку со строительством современных цехов, сохранением и преумножением трудового коллектива, истории и традиций. Такая перспектива уже рассматривалась на Красноярском экономическом форуме: предполагалось включить завод в состав особой экономической зоны – «Красноярской технологической долины».

Кроме того, следует провести экологическую реабилитацию территории, постепенно вывести из эксплуатации действующую ТЭЦ и угольный склад, создав зелёную зону вдоль железной дороги.

Историко-культурный кластер и квартал мастерских

Важный шаг – реставрация и реконструкция одиннадцати объектов индустриального архитектурного наследия, один из которых – объект культурного наследия. Старые цеха хранят архитектурную эстетику дореволюционной России и следы истории, подчас драматичной.

Предполагается максимально бережно восстановить здания, очистить ценные фасады от более поздних пристроек, привести облик к их историческому состоянию и переосмыслить функциональное назначение зданий в новом культурно-историческом кластере. При этом, территория достраивается в соответствии с общей морфологией и стилистикой сохраняемых объектов.

Проектом предполагается сформировать историко-культурный кластер: отдать часть зданий под филиал Краеведческого музея, посвященный революционному движению в Красноярске и музей железнодорожной техники с экспозицией под открытым небом.

Вместе с этим, создать квартал мастерских, поддержав тем самым возрастающий спрос на помещения для художников, скульпторов, мастеров монументально-прикладного искусства. Такой центр сможет объединить творческих людей и дать им возможность тесного сотрудничества в создании собственных проектов. На основе квартала мастерских разместить Центр дополнительного образования (ЦДО) с деревообрабатывающим цехом рядом с общеобразовательной школой. Это станет дополнительным фактором привлечения резидентов и пользователей территории.

Вагоноремонтный цех – в Центр Творческих Индустрий

Вагоноремонтный цех, в свою очередь, можно отдать под Центр Творческих Индустрий (ЦТИ), он же – Завод креативных индустрий. Огромное производственное здание, построенное в середине XX века, реконструируется и включает в себя офисы, крупный выставочный комплекс, конференц-залы, магазины, а также, мини-вокзал для местного паровоза-трамвая, который, в свою очередь, является экскурсионным. Предлагается сохранить фасады в существующем виде, оконные проёмы привести к единообразию, а уникальные клепанные металлические конструкции, вскрыть для общего обозрения, тем самым, превратив их в музейный экспонат под открытым небом.

Над землей, на уровне второго этажа, предлагается организовать переходы, связывающие все части здания, что даст беспрепятственный проезд пожарных машин и обслуживание опор эстакады. Высокие 12-метровые цеха разделить на три этажа. Офисы творческих мастерских предлагается разместить во всех функциональных зонах здания, имеющих естественное освещение на верхних этажах, а также вдоль всех фасадов с витражами. Для увеличения количества пространств с естественным светом, части здания демонтируются, становясь озелененными внутренними двориками. На вторых этажах предполагается разместить строительные и мебельные магазины, первых этажи займут заведения общественного питания.

ТЭЦ – в Центр Современного Искусства

ТЭЦ с высокой кирпичной трубой, всем знакомый и знаковый городской ориентир, будет реконструирована в Центр Современного Искусства (ЦСИ). Здесь могут расположиться мастерские-лаборатории всех видов визуального творчества, выставочно-экспозиционные площадки со своей инфраструктурой. Синергия историко-культурного, музейного направления и актуальных художественных практик, сконцентрированных в новом центре общественной жизни, позволит аккумулировать творческие инициативы не только красноярцев, но и творческого сообщества в целом.

Рядом расположатся гостиница и апарт-комплекс, что позволит площади ЦСИ стать масштабной авансценой «Нового ЭВРЗ».

Новый жилой комплекс и социальное развитие территории

В северной части территории разместится современный жилой микрорайон. Застройка среднеэтажными периметральными жилыми группами позволит создать приватное, прикрытое от улиц и транзитных путей дворовое пространство. Цельный архитектурный образ поможет сформировать кирпичная отделка фасадов. Псевдо-мансардные этажи, облицованные металлическими пластинами акцентных оттенков голубых, синих, коричневых цветов, добавят разнообразие художественного восприятия жилых секций.

Первые этажи зданий планируется сделать коммерческими различного социально-бытового назначения. Общий комфорт обеспечат озелененные дворы, под которыми будут расположены парковки.

Важной частью концепции становится развитие социальной инфраструктуры и это не только общепит и культура, на территории появится ряд образовательных учреждений, в частности, школы на 1100 мест.

Артефакты, аттракцион с паровозом и транспортная инфраструктура

Общий тренд при реконструкции промышленных территорий – это сохранение духа места. Артефакты прошлого: рельсы, стрелки, компрессоры, технологические ёмкости и т.п. приспосабливаются под современные нужды и используются как малые архитектурные формы или музейные экспонаты.

По старым рельсам между северной и южной остановками ходит местный трамвай-чартер, превращаясь в локальный аттракцион «старый паровоз».

Территория будет обеспечена всеми видами транспорта, что сделает её доступнее и привлекательнее для посещения. Внутри территории проектом предусматривается создание остановочного пункта на эстакаде рядом с ЦТИ. Для организации перехода трамвайные и автобусные остановки связаны лестнично-лифтовыми узлами. Дополнительно запроектирована многоуровневая парковка вблизи Копыловского моста, освободит территорию от организации большого количества гостевых наземных парковочных мест, парковочные места для гостей разместятся под мостом и вдоль улиц.

Почему Красноярску это нужно?

Город, который развивается в ногу со временем, даёт возможность жить в комфортной среде и проводить свой досуг интересно, остаётся привлекательным для жителей, удерживает молодёжь.

«Проект, одновременно, с переформатированием самой территории, более точно вписывает её в «кровообращение» современного города. Задача запустить жизнь, и жизнь интересную, которая дополняет картину общественного функционирования Красноярска. Большое креативное loft-пространство со смешенной застройкой, жильём, бизнесом, креативом, музеем, культурой – это активная энергетика 24/7. И нет возрастных ограничений - придуманы милые сердцу аттракционы, организован творческий досуг, никто не уходит в интеллектуальную высоколобость, стильность. Красноярску таких мест не хватает» (Борис Шаталов)

Особую актуальность эта работа приобретает в перспективе подготовки Красноярска к 400-летию. За 5 лет, оставшиеся до 2028 года, нельзя завершить столь масштабные преобразования, но можно наметить вектор движения и запустить процесс.

Октябрь, 2023

Изображения предоставлены Проектной мастерской А2


Ситуационная схема


Паровозо-сборочный цех (мастерская) 1908-1909 г. (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»)


Котельная мастерская, 1908-1909 гг., КККМ (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»)


Модельная мастерская 1908-1909 гг. (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»)


Кузнечная мастерская, 1908-1909 гг. (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»)


Литейная мастерская, 1908-1909 гг. (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»)


Здание вагонного сарая для ремонта товарных вагонов, 1908-1909 гг. (Цифровое изображение хранится в фондах КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние


Современное состояние

Современное состояние


Схема морфологии


Схема ценных объектов


Схема концепции


Схема застройки


Зонирование историческое ядро


Аксонометрия историческое ядро


Зонирование центр креативных индустрий


Разрез центр креативных индустрий


Устройство внутри центр креативных индустрий


Аксонометрия центр креативных индустрий


Историческое ядро (вид внутри)


Историческое ядро (вид на кинолекцию)


Историческое ядро (вид на кинолекцию)


Историческое ядро (вид на разворотное кольцо)


Историческое ядро (вид на уличную экспозицию)


Центр творческих индустрий (вид на платформу)


Центр творческих индустрий (вид на ЭКСПО)


Центр творческих индустрий (вид под мостом)


Центр творческих индустрий (вид под мостом)


Вид на мастерские


Апартаменты


Жилая группа со двором


ТЭЦ и гостиница


ТЭЦ


Деловой центр


Школа