Михаил Меркулов, Борис Шаталов, Владимир Якубчук.

О том, что наши взгляды и интересы совпадают, мы догадались еще в студенческие годы, выполняя разовые совместные работы, но уже тогда стали думать о том, как сделать проектирование системой, где главное – творчество. Семь лет мы искали форму «машины для архитектора». Содержание было очевидным: сам выбираешь заказ, определяешь сроки, распоряжаешься финансированием, выбираешь смежников и сам за все отвечаешь. Пробовали всякое: от «комсомольско-молодежных» бригад в проектном институте и бригады в «Архпроекте» до группы в службе главного архитектора города и проектного отдела в строительном кооперативе. Но всюду архитектор был лишь исполнителем, так или иначе подчиненным не зависящим от него обстоятельствам.

Время позволило неплохо разобраться в недостатках существующей системы проектирования: «всеядность» тематики, раздутые штаты с множеством «посредников», бесправие проектировщиков, неразбериха со смежниками, невозможность создания прочной «проектной команды», составление графиков проектирования не в интересах объекта, но в пользу плана.

Это барьеры, которые в сложившейся системе не перешагнуть. И мы ушли из этой системы, оставив ей ее препятствия, а на свободном месте стали строить свою машину, которую назвали «Кооперативная проектная мастерская «А-2»

Ее данные:

- создана в июне 1988 г. в Красноярске;
- работает в области проектирования жилых и общественных зданий, городского дизайна;
- состав: три архитектора, три конструктора, один художник, один программист, один фотограф, три человека обслуживающего персонала, до десяти внештатных сотрудников;
- за два года выполнено более 40 проектов, в том числе более 20 жилых и общественных зданий, а также ряд ТЭО, перспективных разработок;
- участие в 2-3 конкурсах в год.

Итак, мы едем в собственной машине, которую сами построили, и сами рулим, соблюдая, конечно, довольно строгие и не всегда разумные правила проектного движения. За неполадки и нарушения отвечаем тоже сами.

Теперь о том, куда мы едем.

Не умаляя значения понятия, стоящего за словом «ансамбль», скажем, что каждый новый объект – это уже вещь сама по себе, как бы отдельная фраза с точкой, хотя всегда не последняя. Эту среду в большинстве случаев в нашей практике приходится брать за «ноль», в расчетах тогда существенны только люди. Сегодняшний взгляд на проблему гармонизации среды сформулирован нами в аннотации нескольких работ для выставки «Урбанита-90»: «…мы живем в свое время. Нас окружает немая архитектура эпохи Вульгарного Урбанизма, обступившая бетонными стадами драгоценные островки исторической застройки, где старые дома говорят и умеют слушать друг друга. Если ты хочешь сказать свое слово в беседе этих убеленных сединой мудрецов и надеешься быть правильно понятым, трижды подумай и сделай, как мы: развивая свое красноречие там, где любая твоя фраза будет лучше немоты стандартных районов. Мы делаем говорящие дома. Это один из способов вынуть вату из ушей наших городов. …».