Город застывает в пробках уже практически круглосуточно. О причинах этого «бедствия» говорилось не раз. Это и узкие дороги, и непродуманные транспортные развязки, и увеличивающееся год от года количество автомобилей, и отсутствие специальных автопарковок. Последний фактор — не новость, но именно вопрос паркингов мы попросили специалистов прокомментировать.

СИТУАЦИЯ УДРУЧАЮЩАЯ

24 декабря на встрече с журналистами заместитель начальника Управления архитектуры г. Красноярска Галина Голубь обрисовала ситуацию по автопарковкам в городе. Итак, в настоящее время у нас имеется 1 80 временных автостоянок и 46 находятся в стадии оформления. По районам статистика следующая: Центральный — 7 действующих автостоянок и 5 оформляются, Железнодорожный — 5 и 4 соответственно, Октябрьский — 19 и 1 оформляется, Советский — 52 и 1 б, Свердловский — 33 и б, Кировский — 28 и 7, Ленинский — 37 и 7. Все эти автостоянки временные, некоторые из них расположены за красными линиями кварталов, то есть на территориях, где запланировано строительство капитальных объектов, будущих школ и детских садов. Разрешение на организацию автостоянок на месте будущих объектов дается с тем, чтобы на этих местах жители не возводили самовольных строений: гаражей, погребов и т.п.

Двести с небольшим временных автопарковок на практически миллионный город — этого недостаточно. Наиболее реальным выходом из ситуации может стать строительство многоуровневых паркингов.

По словам Галины Голубь, на сегодняшний день в Красноярске оформлено около 30 документов на проектирование и строительство на многоуровневых паркингов на всей территории города. Единственное, что тормозит строительство — долгие сроки проектирования. Если оно длится дольше Злет, то по закону его можно продлить еще на три года. В общей сложности проектирование паркинга не может длиться дольше 6 лет. «Из 30 документов у нас всего лишь 5 получили разрешение на отвод земельного участка для строительства многоуровневого паркинга, — сообщила Галина Васильевна. — И из них только трое строят. Это паркинг в Академгородке, застройщик — ТСЖ „Наука-2000", на Телевизорной, Зг — фирма „Скан", Тотмина, 24а — ЧП Соколов. Две компании так и не приступили к строительству». В данном случае в расчет не берутся такие большие компании, которые строят микрорайонами, потому что в составе микрорайона сразу предусмотрены многоуровневые паркинги.

СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР

Когда неправильно припаркованный автомобиль не дает нормально проехать — это одно, но когда он не дает нормально выйти из дома вам или играть во дворе вашим детям — это совсем другое. Чтобы как-то сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, 20 апреля 2007 года глава города Петр ПИМАШКОВ подписал распоряжение, в соответствии с которым в Красноярске запрещается выдача разрешений на строительство объектов, не обеспеченных достаточным количеством парковочных мест. Конечно же, 7 месяцев для решения такой глобальной проблемы — не срок, но, тем не менее, застройщики распоряжение выполнять не спешат.

«Администрация города хотела бы, чтобы строительство многоуровневых паркингов шло интенсивней, — признается Галина Голубь. — Но есть сдерживающий фактор, который не зависит от администрации. В настоящее время нашему бизнесу не очень выгодно строить многоуровневые паркинги. Их строительство требует большого вложения средств, которые долго окупаются».

Этого мнения придерживаются не только представители городской администрации. «Строительство парковок может и будет приносить прибыль, — считает Борис Шаталов, генеральный директор проектной мастерской „А2". — Другое дело, что инвесторы предпочитают то, на чем можно заработать быстрее. На сегодняшний день это строительство жилья. Думаю, что с развитием рынка, спрос на жилье снизится, а на парковки вырастет, и их отсутствие станет острой социальной проблемой. И тогда-то строительство парковок станет самым выгодным с коммерческой точки зрения».

Место для парковки нужно почти всем, а спроса нет. Почему так происходит Дело в том, что покупка места в паркинге — удовольствие не из дешевых. Например, его стоимость в «этажерке» (многоуровневой открытой парковке) колеблется в пределах 150-З00 тысяч рублей, стоимость места в подземном паркинге в центре города уже приближается к миллиону. И в результате уже построенные в новых микрорайонах паркинги заняты только наполовину.

Помимо финансово-экономического аспекта, замедляющего строительство паркингов в городе, Борис Шаталов называет еще и административный, ссылаясь на то, что возводить многоуровневые парковки в достаточном количестве мешают устаревшие и противоречивые санитарные нормы. По словам Бориса Борисовича, возведение парковок по устаревшим нормам удорожает строительство и мешает застройщикам брать строительство паркингов на себя.

Нынешние санитарные нормы диктуют достаточно серьезное ограничение для строительства парковок вблизи жилья. Мотив для таких ограничений — вредные выхлопные газы, которыми пришлось бы дышать жителям жилых домов, находись автостоянка ближе к их дому, чем на 50 м. Однако те же самые нормы не запрещают строительство жилых домов вблизи оживленных автомагистралей, где выхлопов в день жители вдыхают гораздо больше.

«Если построить „этажерку" во дворе дома нельзя, то кому нужен паркинг на расстоянии 500 м от дома — рассуждает Борис Шаталов. — Да и где найти такое место, чтобы за 300-500 м от паркинга со всех сторон оно было свободно от жилья? Это ж какой участок земли должен быть, сколько он будет стоить, и кто его купит, чтобы построить там всего лишь паркинг на 200 машин Если его и купят, то построят там торгово-развлекательный комплекс. Например, чтобы построить нормальный паркинг для центральной части мкрн „Аэропорт" нужна была площадка равная той, на которой построен ТК „Планета". А теперь представьте, какой доход можно получить от „Планеты", а какой — от паркинга? Это же несопоставимые цифры! Следовательно, нужны новые нормативы. А нынешние приводят к удорожанию строительства и, соответственно, незаинтересованности застройщика».

Выходом из ситуации, по мнению господина Шаталова, может стать принятие новых нормативов на региональном уровне. Такие уже есть в Питере, Омске, Екатеринбурге.

И все-таки места для строительства многоуровневых паркингов в соответствии с имеющимися санитарными нормами находятся. В качестве примера Галина Голубь привела уже запроектированный многоуровневый паркинг, который будет строить «Монолитхолдинг» в районе Ястынского поля. Сдача объекта ожидается через два года.

КАК СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Парковки в центре города — самый больной вопрос. Застройка исторического центра очень стесненная, места для строительства парковок практически нет. Найти место можно, наверное, только под какими-то площадями, т.е. строить под землей. Как призналась Галина Голубь: «Есть задумка построить огромный паркинг под площадью Революции. В настоящее время фирма „Мост" в развязке около Коммунального моста строит здание, и там тоже предусмотрен подземный паркинг с пешеходными переходами через проезжую часть и с выходами на набережную. То есть проектов в центре города много, но они еще не осуществлены».

Борис Шаталов предложил целый ряд мер:
— В центре города, где сосредоточено все, нужны тысячи временных парковочных мест! Я уже не говорю о людях, которые там работают и живут. Нужно строить. На мой взгляд, в историческом центре выходом из ситуации может быть только строительство подземных парковок. Строить в центре — дорого. Но сохранение культурно-исторического наследия — еще дороже. Во многих городах Европы исторические центры вообще сделаны пешеходными. И если у нас из центра уйдут административные учреждения, то по нему вполне можно будет передвигаться пешком. То есть на подходах к основному ядру исторического центра можно сделать паркинги, вывести транзитный транспорт и тогда по центру нашего города, который, кстати, очень красивый, можно будет спокойно гулять. Все перечисленные мной мероприятия — это не новость, это давно известно во всем мире. Никакой частник весь комплекс работ не потянет. Нужна целевая программа как минимум муниципальная, а то и краевая или федеральная с достаточным финансированием. Это можно было бы очень неплохо связать со строительством метро, где очень много работ идет по перекладке старых сетей, различных коммуникаций, заодно и модернизация инженерной инфраструктуры. Сюда же можно отнести и строительство подземных переходов, что тоже позволило бы разгрузить улицы. Это комплексные меры, и нет такого уни?версального рецепта, который бы позволил решить все проблемы разом. Но есть опыт других стран и городов, которым не следует пренебрегать.

АЛЬТЕРНАТИВА

Когда проблема стоит так остро, нужно рассматривать каждый вариант, способный хоть как-то облегчить положение. Об одном из альтернативных вариантов парковок рассказал заместитель начальника Департамента транспорта администрации г. Красноярска Владимир Миргунов, и вариант этот — парковки на воде, вернее на судне по типу баржи или катамарана. Это не утопия, подобные проекты уже давно функционируют в Германии на Рейне. Несколько лет назад появилась проектная документация по строительству водной автопарковки на станции Павелецкая в Москве. Возможность строительства водной парковки обсуждалась на совещании с представителями природоохранных органов, Енисейского речного пароходства, различных проверяющих органов. В ходе совещания было определено, что подобное строительство в нашем городе, в принципе, возможно. Более того, выяснилось, что можно строить эти суда на нашем судоремонтном заводе, причем достаточно быстро.

Владимир Васильевич перечислил несколько преимуществ подобного проекта. Парковка на воде не требует землеотвода; конструктивно проста; может быть автономна, т.е. не подключена к городским водопроводным и электросетям; может перемещаться вдоль береговой линии; многофункциональна (размещение кафе, офисов, автосервисов, вплоть до вертолетной площадки); оборудована взаимозаменяемыми пон?тонами, узлами и агрегатами, что очень удобно в случае ремонта; по истечении срока службы легко утилизируется; безопасна с точки зрения природоохранных (проектирование любого судна предусматривает согласование с природоохранными органами).

Однако парковка на воде — это пока только идея. Впрочем, как и все остальные обычные парковки, которые намереваются у нас строить, но не торопятся.

«Проблема парковок волнует многих, в том числе и нашу молодежь, — признается Владимир Миргунов. — Так участники конкурса „Золотой кадровый резерв" сами проявили инициативу, пришли к нам, попросили исходные данные, цифры, материалы и разработали подробный бизнес-план организации автостоянок на воде. Этот проект был рассмотрен комиссией конкурса и заслужил положительные оценки, в нем было много интересных находок. И если, по подсчетам Департамента градостроительства, срок окупаемости многоуровневой парковки при стоимости парковочного места — 100 руб. /сутки — составляет 7-8лет, то в бизнес-плане ребят были предложены варианты использования парковок с различными тарифами, сдачей мест в аренду и т.п., благодаря которым парковка на 420 мест может окупиться за 2,5 года. Вообще очень много интересных предложений поступило к нам от молодежи, вплоть до создания брэнда и разработки рекламной кампании, они даже предложили рекламный слоган — „Это ясно и ежу, ставь машину на баржу!".

Прогнозов делать не берусь, но я думаю, что как только инвесторы заинтересуются строительством парковок вообще, тогда же появится интерес и к водным парковкам. Возможно даже, интерес к нашему проекту возникнет быстрее. Сейчас активно ведется строительство развлекательных и торговых комплексов на берегу, в районе улицы Дубровинского. А где там ставить машину? Вот и выходит, что парковка на воде поможет выйти из положения».

Своими вариантами альтернативных парковок поделился и Борис Шаталов:
— Есть различные российские про?екты, я недавно видел такой. В нашей стране много пятиэтажек с глухими торцами. Суть проекта в том, что со стороны торцов к зданию приставляется металлическая достаточно легкая конструкция с люльками, которыми поднимают машины. На одном торце можно разместить до 14 автомобилей. Два торца — 28 автомобилей. А в доме около 60 квартир. Получается, что проблему парковки для половины жильцов уже можно решить подобным образом. К тому же такие конструкции рядом с домом не требуют большой площади. Или другой вариант: у нас есть целые гаражные массивы, стоящие в один уровень. А если их снести и на месте 1 00 гаражей построить многоуровневую парковку для 500 машин? Все бы хорошо, но эти гаражи в собственности. Как мы видим, варианты решения проблемы есть, как традиционные, так и пока непривычные. Все, кто давали свои комментарии к этому материалу, предположили, что строительство паркингов наберет обороты года через два. Горожанам остается только ждать, и тем, кто еще не обзавелся автомобилем, не торопиться с покупкой.