В Красноярске обеспеченность автомобилями одна из самых высоких в стране. Во Владивостоке, где располагается автомобильное «кладбище» Японии, более 50% жителей города имеют свой автомобиль. Красноярск отстает не намного — у нас на миллион человек почти 400 тыс. зарегистрированных автомобилей! Это выше, чем в Москве, выше, чем во многих крупных городах страны. Красноярск по числу автомобилей на лидирующих позициях, но гордиться этим нельзя.

Только за это лето под правоповоротные шлюзы были уничтожены гектары тротуаров и газонов. Далеко не везде эти мероприятия приносят пользу. Необходимо строить полноценную магистральную сеть, а идущая последние годы трансформация сложившихся городских улиц губительна для городской среды и в качественном, и в экологическом смысле. В этом году в городе появились П-образные пешеходные переходы, мешающие людям ходить по прямой. Это плевок в сторону пешеходов: подземный переход мы строить не будем — денег нет, поэтому мы просто запретим здесь ходить. Так мы создаем город не для людей, а для машин, делая покупку собственного автомобиля еще более желанной. Чтобы решить транспортную проблему, нужно делать привлекательным альтернативный транспорт. Самое время вспомнить о метро, речном трамвае, о велосипеде...

Конечно, в Сибири климат является серьезным аргументом в пользу покупки автомобиля. Не хочется тепло одеваться, закутываться в шубу, чтобы продержаться 30 минут на остановке в сорокаградусный мороз. Проще купить машину, которая будет стоять припаркованная на заснеженном газоне, всю ночь жечь бензин на холостом ходу и покрывать смогом наш город.

Это неправильно, автомобиль не может быть настолько доступным. Человек не может купить машину и потом просто лить в нее бензин и портить атмосферу, выплачивая при этом лишь транспортный налог. Человек должен сам озаботиться тем, где он будет эту машину хранить. Причем хранить, когда он спит и когда работает. Муниципалитет не в состоянии построить и обслуживать парковочную инфраструктуру, удовлетворяющую 400 тыс. автомобилей. Проектировать жилые дома со стопроцентной обеспеченностью бесплатными парковками в одном уровне — нереально. Мы превратим город в парковочные поля.

В Красноярске не должно быть бесплатных парковок. Нужно все разметить, запастись эвакуаторами и начать воспитывать людей. Пусть сначала стоимость паркинга будет 10 рублей в час, но даже символическая плата будет для человека стимулом лишний раз поехать на автобусе. А на полученные средства город может содержать парковочную службу и развивать инфраструктуру. Строить емкие многоуровневые паркинги необходимо, но недостаточно. Город должен стимулировать людей пользоваться общественным транспортом. Для этого, безусловно, нужно провести настоящую его революцию. Мы недостойны того, что имеем сегодня.

Городской транспорт непривлекателен, потому что несогласован. Причиной аварий и пробок часто бывают гонки на автобусах и паркующиеся на остановках таксисты. Все перевозчики, включая службы такси, должны быть включены в единую систему, подчиняться единым правилам и иметь единые тарифы. Тотальный контроль города, а конкуренция только в рамках сервиса. В этом вопросе нужна полноценная стратегия. Сложно сделать общественный транспорт интегрированным и независимым от улично-дорожной сети. Но представьте, если он ходит как часы, а через Интернет можно рассчитать маршрут с пересадками с точностью до пары минут — он становится реально конкурентоспособным. И к этому нужно стремиться.

Через Красноярск идет железная дорога, связывающая все его районы. Почему бы не включить пригородные электропоезда в эту систему? Почему не развивать и не использовать речной транспорт? У пересадочных узлов строить мощные перехватывающие парковки, развивать электрический транспорт — троллейбусы, трамваи, метро. 80% подвижного парка автобусов давно пора сдать в утиль. Экология, точность и безопасность должны стать во главу угла.

К сожалению, в России нет хороших примеров, но мы многому можем научиться у зарубежных специалистов. Если проблему решать системно и перейти к активным действиям уже сейчас, я очень надеюсь, что уже следующее поколение горожан будет сужать дороги, прокладывать велодорожки, сажать деревья.

Антон Шаталов
архитектор проектной мастерской «А2»