В конце XX века градостроительная деятельность в России переживала кризис. Красноярск не составлял исключения. «Передышка» в последовательном градостроительном проектировании и освоении городских территорий в двадцать — двадцать пять лет дала толчок во многом спонтанному пересмотру целого ряда принципиальных представлений о цельном, рациональном, функциональном городе. Однако в последние годы ситуация начала выправляться: формируется заказ на проектирование масштабных градостроительных объектов, создаются крупные негосударственные компании-застройщики. В результате в Красноярске появился целый ряд проектов, свидетельствующих об активизации градостроительного процесса.

Слобода Весны

Примером может служить проект «Микрорайон 5, Слобода Весны». Новый микрорайон размещен на свободных землях в активно развивающейся северной части города. Площадь микрорайона составляет 22,1 га; плотность населения около 680 чел/га; этажность изменяется от 26 этажей по периметру до 7 этажей на внутриквартальной территории. В проекте очевидно стремление придать микрорайону определенную самодостаточность, характерное для практики 1970-80-х годов: это развитая система обслуживания, центральное ядро из школы и детских садов, преимущественно пешеходный характер внутренних пространств. Защитные экраны высотных домов по периметру микрорайона закрывают территорию от шума и ветра. Этот контур разрывается меридиональными жилыми зданиями, за счет чего повышается степень инсоляции жилых помещений и вариабельность планировок квартир. Пешеходная ориентация внутреннего пространства подчеркивается геопластикой придомовых пространств: в подъезд можно зайти по системе пандусов, продолжающих непрерывную поверхность движения пешеходов и скрадывающих высоту цоколя.

Чтобы избежать ощущения гипертрофированного масштаба, в одном из эскизных вариантов 26-этажные здания делятся по фасаду на два пояса. Нижний уровень в семь этажей решается в теплой цветовой гамме, декорируется балконами и выступающими архитектурными деталями, создавая комфортное для человека пространство. Фасады выше седьмого этажа решены в светлой холодной гамме, лоджии утоплены в тело корпуса — это должно создавать впечатление постепенного «растворения» объема в воздухе. Не до конца решенным остается вопрос более чем крупных дворов. Очевидно, следует разделять их на пространства, комфортные с социальной, климатической, архитектурной точек зрения. Для формирования необходимых для этого «границ» и «буферов» можно использовать особенности ландшафта, транспортные проезды или другие сооружения. В нормативных и рекомендательных документах по проектированию населенных мест до сих пор существует требование о создании микрорайонных садов. Этот стандарт сегодня особенно актуален из-за растущего уровня автомобилизации: значительную часть дворов занимают подземные парковки, поэтому проектирование рекреационных пространств в микрорайоне затруднено.

Микрорайон III Иннокентьевский

Профессионалы-градостроители реагируют и на изменившиеся требования городской жизни, которым не соответствует ранее разработанный генеральный план. Так, по инициативе первой мастерской «Красноярскгражданпроекта» на общественные слушания была предложена новая версия проекта под названием «Микрорайон III. Иннокентьевский», ранее проектировавшийся как жилой согласно действующему генплану. Однако новое предложение, вызвавшее довольно неоднозначную реакцию градостроительного совета, заключалось в переосмыслении роли этой территории, граничащей со строящимся многофункциональным комплексом на съезде с Октябрьского моста, на пересечении крупнейших городских магистралей в районе предполагавшегося нового центра Красноярска. Важно и то, что площадка выходит на самые высокие отметки берега Енисея в черте города, занимая уникальную позицию в панораме левобережья.

Новая проектная концепция предлагает взамен селитебной функции многофункциональное образование, включающее наукоемкие предприятия, общественно-деловые и развлекательные комплексы, гостиницы с соответствующим обслуживанием и т.д., что предполагает создание в центральной части города значительного количества новых рабочих мест. Дополнительно, по инициативе заказчика предполагается строительство набережной вдоль крутого откоса Енисея. Таким образом, вместо жилого микрорайона предложено создать общественно значимый архитектурный ансамбль — многофункциональный общественно-деловой узел общегородского центра.

Жилой район «Южный берег» на месте судостроительного завода

Еще одной важной градостроительной акцией, радикально меняющей материально-пространственную среду правобережной части города, может стать реализация проекта планировки жилого района на месте судостроительного завода. Правобережье Красноярска с известной долей условности можно считать «линейным городом»: параллельно Енисею здесь вытянулись практически непрерывная промышленная зона вдоль берега, селитебная полоса кварталов вдоль проспекта Красноярский рабочий, линейно-узловой общественный центр, складывающийся из нанизанных на ось проспекта объектов городского значения (цирк, кинотеатры, крупные объекты торговли и т.д.). Следующая «параллель» — зона железной дороги и коммунально-складских предприятий с селитебными включениями поселкового типа. Достаточно обширная территория уже не существующего судостроительного завода на берегу Енисея рассматривается в проекте как жилая. Бывшие поперечные внутренние улицы завода теперь служат для связи жилых кварталов на проспекте и береговой линии. По сути, через территорию бывшего завода «пробиваются» ростки поперечных функциональных и видовых связей, характерных для исторического левобережья. По мере приближения к большой воде рисунок плана постепенно теряет «квартальность», у озеленяемой набережной размещаются в основном точечные жилые здания-башни, по версии «Красноярскгражданпроекта». Административные здания завода, выходящие на проспект Красноярский рабочий, предлагается реконструировать и использовать как торгово-развлекательные учреждения. Жители правобережья впервые получают доступ к Енисею, который ранее использовался в этой части города сугубо утилитарным образом. В решении проектной мастерской «Ардис» генплан района, получившего название «Южный берег», приобретает более конкретные черты: появляется микрорайонная площадь, на которую выходит школа и детские сады.

Внутреннее общественное ядро защищено от транзитного движения. Жилая территория делится на две части: первая очередь строительства, составляющая около 15-20% жилого фонда — это дома категории «бизнес-класс-минус», рассчитанные на средний уровень покупателей (площадь 2-х комнатных квартир до 70 м2; 3-х комнатных — до 90 м2, при использовании монолитных конструкций и кирпича). Жилые группы оборудованы парковками (70% парковочных мест от численности квартир в подземных парковках, 30% — в наземных). Вторая очередь рассчитана на категорию «бизнес-класс». Это понятие включает как более высокий комфорт жилища (например, 1,2 под?земных парковочных места на квартиру), так и более сложное архитектурное решение, рассчитанное на восприятие со стороны берега. В проекте предполагается устройство набережной за счет выравнивания линии воды, ликвидации технической бухты с затонувшими деталями судов и т.д. Набережной придается городской статус: здесь предполагается многофункциональное обслуживание и детальная разработка ландшафта.

Набережная центрального района города

Набережная левого берега Енисея играет очень важную роль в градостроительной композиции исторического центра города. Ее развитие требует филигранной архитектурной работы в обязательной увязке с охраной архитектурноландшафтного пространства как особого типа градостроительного наследия. В мастерской АДМ под руководством А. Д. Мякоты предложена концепция развития набережной города. Составлена комплексная схема всех вновь возводимых объектов на набережной и дана их краткая функциональная характеристика. Ставятся задачи сохранения исторических видовых перспектив, развития обслуживания и привлечения людей на набережную. Полученная преимущественно из допущенных к строительству объектов схема архитектурной развертки набережной рассматривается как данность. Однако некоторые архитектурные решения, как, например, музей современного искусства, вписываются в рельеф, что будет способствовать сохранению уникальных речных панорам.

С другой стороны, концепция показала, что даже невысокие объемы, размещаемые в зоне набережной, закроют захватывающий дух дальние панорамы предгорий Саян со стороны центра, если их «вписывание» в сеть улиц окажется не очень точным. Выявился и еще один очень болезненный вопрос — это возможность именно пешеходной доступности набережной. Город проводит широкомасштабную реконструкцию улиц, расширяя полотно проезжей части, сокращая тротуары и уничтожая их «зеленое» сопровождение. К сожалению, в существующих предложениях по развитию транспортной системы Красноярска мощный транспортный поток выводится на верхнюю террасу набережной. В этой связи уместен вывод о том, что набережную нельзя рассматривать без серьезной аналитической разработки проблем города в целом.Поэтому предложенную концепцию следует рассматривать как попытку в едином документе увидеть, что будет построено на набережной в ближайшее время и заставить задуматься, к каким последствиям архитектурного и функционального плана это может привести. Градостроительные проекты последнего времени, выполненные в различных коллективах Красноярска, свидетельствует о постепенном возвращении к крупномасштабному комплексному проектированию и о назревающей необходимости критического пересмотра долгосрочных решений по территориальному планированию. Переосмысление функциональной структуры города и образного решения его ключевых фрагментов, вероятно, должно привести к созданию системы постоянного мониторинга генерального плана города и его периодическому корректированию.

Ирина Кукина