Для Красноярска — второго города в России по количеству машин на душу населения — автомобильная проблема стала в последние годы костью в горле. Речь не только о перманентных пробках. Отсутствие парковок — вот еще одна головная боль для пешеходов и водителей. Машины — везде! Скоро они, кажется, будут жить на наших лестничных площадках.

Полуархитектурные полумеры

Подъезд, из которого нельзя выкатить коляску, потому что выход нагло перегорожен сразу тремя «антилопами гну», жалкий дворовый газон, превращенный в пастбище железных коней, центральные улицы города, где двух крайних полос не существует в принципе из-за припаркованных авто... Такова суровая действительность. Автомобили оккупируют жизненное пространство человека подобно полчищам саранчи.

Не сказать, что власть не осознает масштабов проблемы и не пытается ее решить. Пытается. Но эпизодически и непоследовательно. Только подземные паркинги под новыми домами город не спасут. Как быть с тысячами старых домов? Где ставить машины в центре? Впрочем, время от времени возникают некоторые идеи. В основном они утопического свойства и не решают проблему кардинально. Наподобие проекта плавучего парковочного комплекса — на баржах, стоящих на приколе у набережной. (Когда-то и такое обсуждалось.) Потрясающая мысль. Мало того, что в центре города живого места не осталось от точечной застройки, теперь давайте еще и реку загадим, будем и на набережной дышать выхлопами. А машины пусть покрываются ледяной коркой от парящего зимой Енисея. Слава богу, эту идею похоронили в силу ее абсурдности.

Но набережная по-прежнему не дает покоя градостроителям от власти. Лакомый кусок! Единственное место в центре Красноярска, где еще осталось чуть-чуть воздуха и свободного пространства — почему бы здесь не воткнуть что-нибудь «полезное»? Постоянно муссируются планы строительства на набрежной каких-то высоток, отелей, торгово-развлекательных комплексов.

То, что в городе должны быть и просто свободные территории, свободные от всего — построек, парковок, офисов, где люди могут просто гулять, т.н. рекреационные зоны — об этом душа болит разве что у некоторых продвинутых архитекторов, мыслящих не только категориями сегодняшнего дня. Но не они решают, как застраивать город. Иначе бы не появлялись в его историческом центре новодельные бетонно-зеркальные уродцы на каждом свободном пятачке.

И вот очередной «проект» родился теперь уже в недрах ГИБДД: отдать под большую бесплатную перехватывающую парковку часть набережной Енисея от Коммунального моста до Речного вокзала. Это, дескать, поможет разгрузить центр города от заполонивших его авто. Не выход это, а так, полумеры. Однако городская администрация тут же хватается за эту блестящую идею и размещает голосование на своем сайте: «А вы хотите, чтобы...» (Нет, не хотим!) Вместо того, чтоб на корню зарубить обсуждение варварского проекта и срочно объявить конкурс среди градостроителей профессионалов на КОМПЛЕКСНОЕ решение проблемы — земля-то сибирская не оскудела мозгами, всегда можно найти выход: чтобы и последние зоны отдыха у жителей не отбирать, и дворы от машин расчистить.

Парковка может украсить город ?!

Подтверждение тому — серьезная работа, сделанная в нынешнем году сотрудниками частной проектной мастерской «А2», руководит которой Борис Борисович Шаталов, председатель правления Красноярской организации Союза архитекторов России. Под его началом группа проектировщиков провела исследование возможности размещения парковок и гаражей механизированного и автоматизированного типов на территории Красноярска. Работу им никто не заказывал и не оплачивал. Тогда зачем? Если хотите, из патриотических побуждений. Архитекторы понимают, что проблему мирного сосуществования людей и машин давно надо решать. Как жителей города, она их самих «достала».

— Темой паркингов мы занимаемся давно, — рассказывает Борис Шаталов. — Проектировали первые в городе подземные и полуподземные автостоянки в жилых комплексах «Кода» и «Лендер». Потом — на Дубровинского, 100. Тогда это была просто модная фишка — не тот еще был уровень автомобилизации. Хотя уже было понятно, что автомобильный бум не за горами и к нему нужно готовиться. авто к свободной полке, разместит его там, потом, когда понадобится, снимет и привезет к выходу, где вы его и заберете. Мы прикинули: в самый час пик процедура выдачи авто займет5–10 минут. Разве это много по сравнению с тем, сколько приходится колесить по городу, пока найдешь, где приткнуться?

Заказчик указал нам три чисто гипотетических места для таких парковок: на улице Маркса рядом с ЦУМом, на Взлетке, рядом с бизнес-центром (Шахтеров — Взлетная), и во 2-м микрорайоне Аэропорта — на улице Алексеева. Естественно, земля эта им не принадлежала, надо было просто прощупать тему.

Итогом архитекторских трудов стали вполне рабочие проекты: подземный паркинг — около ЦУМа, надземный экранированный — на Взлетке и линейный — на Алексеева. Их преимущества: они не будут портить городской ланшафт, а, возможно, даже украсят его (ведь «этажерку» можно закрыть фасадом, как угодно оформленным). При подземном размещении — сверху можно устроить хоть детскую площадку, хоть сквер. А главное, на том же куске земли размещается в несколько раз больше автомобилей!

— Посмотрим на примере паркинга возле ЦУМа, — продолжает Борис Шаталов. — На проектируемом участке (это между корпусом педуниверситета и улицей Маркса) сейчас расположены небольшая стоянка автомобилей на 30 и какие-то ларьки. Выглядит все это непрезентабельно. А мы спроектировали тут подземную трехэтажную парковку на 192 автомобиля! Плюс эксплуатируемая кровля: появляется общественное пространство, убираем эти ужасные шиномонтажки, ставим красивые павильоны (сигареты-газеты-цветы), фонтан, скамейки, открытый вход в университет... Создается еще один прекрасный, современный, озелененный уголок города. Под ним — технологичный, урбанизированный паркинг. А если зарыться вниз не на три, а на шесть этажей?

Вторая парковка, на Шахтеров — это просто надземная «этажерка». Она не теплая, экранированная, но там все равно лучше чем на улице, так как выдувания нет — укрыта от снега и дождя. Варианты экранирования могут быть разные. Сооружение можно «растворить» в ландшафте, можно позиционировать под старый дом, под новый, под небо, под зеркало... Кроме того, часть парковки может быть обстроена нормальными офисными помещениями. Таким образом, получается офис на 300 работающих и паркинг на 1300 машин.

Третий вариант интересен для новых микрорайонов. Здесь сооружается линейный, вытянутый паркинг на 1056 автомобилей. Трехуровневый, комбинированный — на крышу машины сами заезжают, а внутри — передвигаются на платформах. В округе все дворы вычистятся! Причем этот паркинг обстраивается мелкими предприятиями обслуживания, торговли, кафешками. Получится яркое, веселое сооружение. Среди микрорайона стандартных домов появится такой уголок «городской деревни» — мягкая, теплая, живая среда, с фонтанами, клумбами, вертикальным озеленением, магазинчиками...

— Мы подсчитали, — говорит Борис Шаталов, — что при строительстве традиционного паркинга, где автомобили движутся своим ходом, одно «машиноместо» (с учетом въездов-выездов, пандусов, разворотов, расстояний между стоящими машинами) потребует около 100 кубометров строительного объема. А на механизированной парковке такое же место займет всего 57 «кубов». Почувствуйте разницу.

Страшный сон урбаниста

Работа настолько заинтересовала проектировщиков, что они, по собственной уже инициативе, решили перейти ко второму ее этапу, изучив проблему не точечно, а на уровне города в целом. Привлекли представителей науки — опытного архитектора-урбаниста, доцента Сибирского федерального университета Ирину Кукину и аспиранта Ирину Познякову.

Разработчики поставили перед собой задачу: определить предпочтительные площадки для строительства парковок в разных районах Красноярска, определиться с их типами. Пришлось обследовать уже существующие места «прописки» машин, скопления гаражных массивов, прочие территории, используемые для стоянок. Изучить градостроительные причины скопления автомобилей на тех или иных территориях, обозначить узлы притяжения автомобилистов и автомобилей и т.д.

С блокнотом и фотоаппаратом молодые архитекторы Яна Викторова, Наталья Бутримович и Анастасия Шарыпова обошли сотни дворов, десятки гаражных массивов. Считали, записывали, фотографировали, анализировали, собирали статистику. Было проведено детальное исследование выборочных фрагментов территории города с наиболее характерными проблемами паркования и хранения.

— Архитектурные язвы Красноярска — это гаражные комплексы, натыканные повсюду, — заявляет Борис Шаталов. — Страшный сон урбаниста! Потрясающе неэффективное использование территории. Например, на Забобонова—Вильского в районе тысячекоечной больницы. Там гаражами занято, навскидку, гектара 4. Стоит в них... ну, может, 300 машин. И все это выглядит как большая помойка. Таких гаражных массивов в городе — десятки. А в наших проектах даже для 3 000 машин трех гектаров не требуется. Максимум — гектар. Еще на двух — можно хоть сквер разбить, хоть детский сад построить.

А все эти несанкционированные, безобразные металлические гаражи-сараи по дворам? Ведь там, где стоит 7–10 таких коробок, можно построить небольшую парковку автомобилей на 70. Не бросающуюся в глаза, компактную, машинка к машинке... Причем не обязательно механизированную. А если еще пару этажей спрятать под землю? И красиво это оформить? Да хоть картинами Пикассо. И ни одной машины не будет на газонах стоять.

В альбоме проекта — множество рисунков, чертежей, эскизов на тему «как есть и как должно быть». Проекты архетипов возможных парковок: механизированных (башня, лабиринт, вращающаяся) и обычных, с пандусами. Они могут быть подземными, надземными, комбинированными, пристроенными к торцам зданий... И тут же — примеры градостроительных решений, с привязкой к конкретным местам в Красноярске.

Масса схем в виде карт города с обозначением ключевых проблем. Например, такие: схема проблем хранения автомобильного автотранспорта; пробок в утренние и вечерние часы пик; проблем паркования; существующих мест парковок, в том числе несанкционированных; замещения элементов экологического каркаса гаражными массивами и т.д. И, как итог: схема очередности реконструкции территорий паркования автомобилей в Красноярске и схема перспективного размещения многоуровневых парковок разных типов.

В проекте предусмотрено, что многие парковки могут быть двойного назначения. Ночью в них стоят автомобили жильцов окрестных домов, днем — паркуются машины сотрудников близлежащих офисов. Или так: днем это перехватывающая подземная парковка (например, в районе БКЗ), ночью сюда ставят машины те, кто живет рядом. То же и с парковками у крупных торговых центров: покупатели вечером разъехались — ставь свою машину на ночь. В общем, возможны варианты. В том числе и участие малого бизнеса: строй парковку, сдавай места в аренду, получай прибыль.

Правда, архитекторы считают, что транспортную проблему города не решить одним только сооружением новых паркингов. Нужен принципиально новый, комплексный подход к вопросу. Урбанистический. Что толку, например, в перехватывающих парковках, которые, по идее, должны кольцом окружить центр города, разгрузив его, если внутри этого кольца не будет быстрого, удобного муниципального транспорта? Теплого и экологичного. И чтоб ходил он каждые три минуты. Только тогда у водителя появится желание бросить свою машину далеко от центра, и дальше ехать на том, что мэр послал.

Не только для богатых

Справедливости ради нужно сказать, что у механизированных парковок есть и противники. Их главный аргумент: «это дорого!»

Ну да, недешево. Хотя как посмотреть. В сущности, что такое механизированный паркинг? Забетонированная яма (шпунтованный котлован), в котором смонтирована та самая «этажерка» из металлоконструкций. Сам котлован недорог, а вот его «начинка», конечно, стоит хороших денег. Например, если использовать южнокорейское или китайское оборудование (там его производят вовсю), то одно парковочное место обойдется в 8 000 долларов. Это одно железо, без учета строительных работ, монтажа, стоимости земли. А с учетом — цена вырастет, наверное, еще в полтора—два раза.

— Но ведь ее можно снизить, и значительно, — уверен Борис Шаталов. — Нужна специальная, продуманная программа. В которой можно и нужно задействовать наши умирающие заводы: Сибтяжмаш, комбайновый, автоприцепов — им вполне по силам разработать такое оборудование и освоить его выпуск. Не давить производителей налогами, дать им льготы, всесторонне помогать — и наши паркинги, возможно, будут вдвое дешевле, чем импортные. Мало того, что оживет промышленность, появятся рабочие места — парковочные системы красноярского производства можно будет и в другие города продавать, ведь проблема парковок остро стоит по всей России.

Предполагается, что места на таких парковках будут выкупать в том числе и сами автовладельцы. Значит, им нужно помочь. Льготными кредитами, рассрочкой...

Но, прежде всего, нужно менять психологию людей. Не нравятся тебе забитые автомобилями дворы и улицы? Надоело каждое утро откапывать машину из-под снега? Хочешь, как «белый» человек, спускаться в сверкающем лифте в теплую, чистую парковку? Ехать по городу и на экране мобильного телефона, в режиме реального времени, видеть информацию: на каких ближайших паркингах есть свободные места? Или ты по-прежнему считаешь, что верх совершенства — это уродующие город «гаражные комплексы», ржавые «ракушки» во дворах вместо высокотехнологичных, красивых паркингов, отвечающих требованиям современного мегаполиса? Нет? Хочется жить в цивилизованном городе? Тогда изволь раскошелиться, хорошее дешевым не бывает.

Знаете, почему у нас в городе, по большому счету, не применяется никаких репрессий к тем, кто ставит машины где попало? Да потому что власть понимает: нельзя наказывать человека, не пре доставив ему никаких возможностей. А вот когда будет программа, когда город тебе помог, сделав все, чтобы такое приобретение не легло тяжким бременем на семейный бюджет... Тогда с автовладельца можно и спросить. Мы построили стоянку в 300—500 метрах от твоего дома? Предлагали рассрочку на десять лет, льготное и быстрое кредитование? Так почему твоя машина стоит во дворе?

Подход должен быть такой: сумел найти 500 тысяч на машину — будь добр, найди еще 200-300 на парковочное место для нее. Тем более, что власть всячески идет тебе навстречу, предлагает гибкие системы оплаты... Это не должна быть программа только для богатых! Купить место для своего авто должно быть по карману любому, кто сумел купить машину. И потом ты это машино-место можешь детям своим оставить, оно будет твоим. Конечно, придется и законы какие-то принять, и согласование упростить.

Пока мы все — городская власть, автовладельцы, градостроители — не начнем именно так мыслить, ничего у нас не получится, машины скоро «съедят» все жизненное пространство.

— Мы, как проектировщики, не зацикливаемся именно на дорогих механизированных паркингах. Нет. Проектом предусмотрены и другие их типы — более традиционные, более дешевые. Да проблема, по большому счету, вообще не в деньгах. В головах. Кто хочет работать, тот ищет возможности. Кто не хочет — причины, — подытоживает архитектор. С ним трудно не согласиться.

Сергей Бурлаку

От редакции
Потрясающе интересный, красивый, и, на наш взгляд, технически осуществимый проект! Выглядит очень современно. Для нашей провинции, которая никак не может совершить «экономический рывок», пожалуй, даже пугающе современно. Как в Европе. Как в Японии. Это, действительно, 21-й век.
Работа сделана. Принять ее, согласовать, не откладывая в долгий ящик — и можно хоть завтра воплощать в жизнь, было бы желание. У тех, кто принимает решения. Желание мыслить и действовать стремительно, нестандартно, искать возможности, а не объяснения: почему все это неосуществимо. Объяснений таких можно за пять минут целый вагон накидать. Во-первых, кризис... Во вторых...
«В Москве, да и по всей России, инвесторы платят за согласования и официально, и еще вчерную, — сказал в одном из интервью председатель межрегиональной общественной организации „Комитет по борьбе с коррупцией" Анатолий Голубев. — Примерно 40% себестоимости любого строительства — взятки. Поэтому все построенное так дорого. А тех, кто по этим правилам играть не хочет, на рынок проcто не пускают.»
Но мы-то знаем, что в Красноярске — совсем не так, правда?
Авторы рассказывают: когда работали над проектом, собирали статистику (даже это было сделать непросто: «а зачем вам?»), пришлось посетить не один чиновничий кабинет. Кое-где на них смотрели как на детей, играющих в кубики. Ерундой, мол, занимаетесь. Неосуществимо! Или говорили: «Да, проект хороший, нужный. Но вы же понимаете: пока наша бюрократическая машина раскачается, пока все это утвердят и согласуют, пройдет еще 10 лет...».
Знаете, есть такие сытые дяденьки и тетеньки, вполне довольные тем, как сложилась жизнь — им технологические революции и всякие там прорывы с инновациями нужны как зайцу стоп-сигнал. Почитайте последнее послание Президента, там про них хорошо сказано.
Так что и этот замечательный проект, как подсказывает жизненный опыт, положат под сукно. Оказывается, еще в 80-хгодах прошлого века институт «Гражданпроект» сделал подобное исследование. С расчетами, обоснованиями, проектами подземных многоуровневых стоянок. Там даже некоторые точки паркингов совпадали с современными. И где оно, это исследование?
Хотя... Вдруг на этот раз случится чудо и Енисей потечет вспять?