Многофункциональный спортивно-тренировочный комплекс круглогодичного использования в Красноярске.
По предложению Александра Ивановича Клименкова, мы в 2009 году инициативно разработали концепцию возрождение Николаевской сопки. Спортивная общественность Красноярска с воодушевлением отнеслась к этой работе.
В следующем году «Центр Спортивной Подготовки», под эгидой Краевого Министерство Спорта Туризма и Молодёжной Политики, заказал нам эскизный проект Многофункционального спортивного комплекса «Академия зимних видов спорта».
Горнолыжная база «Николаевская сопка» расположена в рекреационной части Октябрьского района Красноярска, на левом берегу реки Енисей.
«Николаевская сопка» является любимым местом для занятий физической культурой, спортом и отдыха жителей города. Наличие удобных, оборудованных склонов, хорошей материально-технической базы, удобное расположение в черте города вызывает интерес к занятиям горнолыжным спортом не только у детей, но и у взрослых.
В перспективе строительства Волочаевского моста горнолыжная база «Николаевская сопка» станет частью общегородской спортивно-оздоровительной и рекреационной зоны, дополнив развитую структуру Фанпарка «Бобровый лог». Это повлечет увеличение числа занимающихся зимними видами спорта, такими как лыжные гонки, горнолыжный спорт, фристайл, сноуборд, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное ориентирование, лыжное двоеборье, привлечет к занятием физической культурой и спортом жителей миллионного города — детей, молодежь и взрослых.
Видеопрезентация
Видеопрезентация
Участок для проектирования расположен в западной части города Красноярска в экологически чистой рекреационной зоне вдали от производственных предприятий (зоны Р2, Р3 по генплану города), занимает восточный и северный склоны Николаевской сопки, территорию бывшего детского спортивного лагеря «Радуга» и окружающие лесные массивы. Общая площадь участка составляет 248,2 га. На западе участок Академии ограничивается высоковольтной линией электропередач; на юге и юго-западе — граничит с инженерно-технической зоной по генплану города и с территорией Академии биатлона; на востоке — вплотную примыкает к территориям Сибирского федерального университета; на севере — к территориям лыжного стадиона «Ветлужанка», жилых массивов средней этажности и садовых участков. Через участок проходит высоковольтная линия электропередач, в санитарно-защитной зоне которой расположены садовые участки с некапитальными постройками. ЛЭП разделяет территорию Академии на два планировочных ядра: северо-западное — «Радуга» (территория 135,7 га) и юго-восточное — «Сопка» (территория 112,5 га).
На территории северо-западного планировочного ядра располагается детский спортивный лагерь «Радуга», который в данный момент не эксплуатируется и находится в руинированном состоянии. Большинство строений на территории некапитальные, капитальные строения находятся в аварийном состоянии. Все строения лагеря не подлежат восстанговлению. Западнее лагеря расположен лесной массив с лыжными трассами шириной 4-6 метров и общей протяженностью около 14 км. Транспортная доступность осуществляется посредством дороги с капитальным покрытием шириной полотна 7 метров, которая соединяет лагерь с ул. Стасовой. Доступ к данному планировочному ядру с востока осуществляется через ул. Еловую, имеющую грунтовое покрытие.
На территории юго-восточного ядра «Сопка» расположен комплекс из 4х трамплинов (К18-К90) с судейской вышкой и отдельно стоящий трамплин К-120 с судейской вышкой уничтоженной пожаром. Профили всех трамплинов не соответствуют современным спортивным нормам, а их несущие конструкции находятся в аварийном состоянии. На территории также расположены: капитальное 2-этажное строение ресторана «Сопка», три горнолыжных склона, два канатно-буксировочных подъемника, несколько некапитальных строений с размещением административно-бытовых помещений действующих спортивных школ олимпийского резерва. Через лесной массив, расположенный на территории ядра проходят несколько грунтовых дорог и лыжных трасс. С юго-запада транспортный доступ к ядру осуществляется через существующий проезд с капитальным покрытием шириной полотна 7 метров, который соединяет вершину Николаевской сопки с реконструируемым участком ул. Биатлонная; с востока — решается за счет проезда с грунтовым покрытием пролегающего от проспекта Свободный через дачный массив. Проезд соединяется с реконструируемым участком ул. Биатлонная и проспектом Свободный в районе конечной остановки общественного транспорта «Сопка».
Проект предполагает размещение на территории в границах красных линий объектов Спортивно-тренировочного комплекса «Академия зимних видов спорта», разработанных согласно технического задания на проектирование, создание транспортной и инженерной инфраструктуры для обеспечения правильной эксплуатации объекта круглый год. В проекте учтено использование комплекса для подготовки спортсменов олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства, проведения соревнований самого высокого уровня, а также для массового и студенческого спорта.
Кластер «Радуга»
Предложенная проектом двуядерная планировочная система обусловлена функциональным составом и взаимосвязью объектов спортивно-тренировочного комплекса, с учетом их совместного использования и спортивной технологии. Плоскостные объекты, не требующие активных склонов и серьезных перепадов высот, такие как лыже-роллерные трассы и лыжный стадион, сосредоточены в северо-западном планировочном ядре «Радуга». Объекты, использующие склоны — горнолыжные трассы, трассы фристайла, прыжковые трамплины, сосредоточены в юго-восточном ядре «Сопка». Дифференциация сопутствующих спортивных и административно-бытовых комплексов, объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры произошла исходя из оптимальной схемы функциональных связей между объектами, на основе предполагаемой очередности и с учетом исторически-сложившейся ситуации. Все объекты академии нанизаны на транспортно-пешеходный каркас.
Кластер «Сопка»
Для минимизации антропогенного влияния на природный ландшафт, проект комплекса основан на следующих базовых принципах:
Центры обслуживания населения размещены над многоуровневыми автомобильными паркингами, покрытия которых формируют общественные пространства. Крыши центров оборудованы террасами-трибунами для обзора спортивных сооружений. Необходимость создать плоскую площадку для лыжного стадиона дала возможность вместо серьезного объема насыпи встроить в стадион административно-тренерский и гаражно-технический блоки. Тренерский блок «Трамплин» занял место существующей насыпи и подпорной стенки в зоне выката комплекса трамплинов, по его покрытию проходит транзитный пешеходный путь, отделенный от зоны выката трибунами. В здания тренерских блоков и санно-бобслейной эстакады естественный рельеф используется для организации выходов в разных уровнях. Плоские кровли многофункциональных спортивных комплексов используются в летнее время для организации открытых спортивных площадок. На крыше комплекса 1b располагается скейтпарк. Автомобильные паркинги у гостиницы и спорткомплекса в планировочном ядре «Сопка» встраиваются в рельеф, изолируя автомобильный транспорт и создавая общественные пространства.