Конкурс «Предмостная площадь»

Открытый архитектурного конкурс на разработку концепции развития территории Предмостной площади города Красноярска

концепт-эскизart - designurbanжильёкультура - досугобразованиереконструкцияпаркингу водыконкурсмузейинфраструктурагостиница2021
Заказчик: Администрация города Красноярска
Ptichka

С 10 марта по 11 июня 2021 года проходил открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции пространственного развития территории Предмостной площади города Красноярска, в котором наша мастерская вошла в пятерку финалистов.

Конкурс был организован АНО РГП «Институт города» по заказу администрации города Красноярска и состоял из двух этапов:
I этап - прием заявок и отбор финалистов по портфолио и эссе,
II этап - разработка конкурсных работ (Концепций) финалистами.

Эссе

7 октября 1961 года был открыт Коммунальный мост через Енисей. Это событие положило начало развитию острова Отдыха и предмостных территорий на обоих берегах реки. Левобережная предмостная разрабатывалась под руководством А.С. Демирханова, остров Отдыха — В.В. Орехова, а правобережная предмостная — коллективом Э.М. Панова. Все они ставили своей целью формирование единой оси уникальных общественных зданий и пространств общегородского значения. К середине 80-х годов эта ось была сформированаПарадный вход Правобережья

Советское градостроительство 60-х горело пафосом покорения геометрией пространства природы. Город, где вдоль широких проспектов разместились бескрайние районы пятиэтажек с жителями «комсомольцами-целинниками» и трамваями на маршруте «Дом-Завод», с начала 70-х начал превращаться в тот самый «Край высокой культуры». Красноярский цирк, кинотеатр «Юбилейный», Концертно-танцевальный зал превратили индустриально-спальный Правый берег в полноценную самобытную и живую часть Красноярска.

Привычный нам силуэт Предмостная площадь приобрела к середине 80-х. Именно тогда сформировалась система из нескольких зданий-ориентиров. Высотное здание гостиницы «Турист» завершает ось проспекта имени газеты «Красноярский рабочий», а три 12-этажных здания, стоящих полукругом завершают ось Коммунального моста. Улица Матросова природно-ориентирована, с неё открывается прострел на отроги Западных Саян и в обратную сторону — на Енисей.

Существующее состояние

Улично-дорожная сеть больше 30-ти лет не развивалась, несмотря на то, что транспортные нагрузки кардинально изменились, а количество автомобилей увеличилось более чем в 4,5 раза. Да и пешеход в пространстве площади ощущает себя средовым нонсенсом. Пересекая широкие магистрали, ему приходится делать большие «крюки».

С 90-х и до сегодняшних дней вся территория стагнировала и деградировала. Самый важный северо-восточный сегмент трехчастной круглой площади своей пустотой «проваливает» планировочную структуру и разрывает речной фасад. Рядом со зданием бывшего КТЗ лишь заборы, запустение и неухоженная конечная междугородних и городских автобусов, а под гостиницей расположилась парковка, внутри забитого машинами кольца унылый газон.

Но жизнь не стоит на месте. Проведена масштабная реконструкция Ярыгинской набережной, готовится реконструкция набережной от Коммунального моста вниз по течению. Этот участок входит в структуру северо-восточного сегмента площади. Комплексное развитие рассматриваемого участка позволит сформировать завершенный комплекс Предмостной площади.

Предмостная площадь — парадный вход Правобережья. Это пространство должно наполниться объектами, соответствующими его значению в современном городе и современном мире.



Хореографический колледж

Хореографический колледж обращен к кольцу, завершая ансамбль Предмостной площади. Город танца, наполненный своей жизнью, состоящий не только из учебных корпусов и общежития, но и собственного театра, открытого для горожан.

Многофункциональность и гибкость – основа современного мира, и важно учесть это в планировке современного колледжа. Дизайн разномасштабных пространств должен размывать границу между формальной учебой и социальным взаимодействием, делая коммуникацию активнее, а обучение видимым. Ведь хореографический колледж — это место, где танец не для зрителя, а для самих себя. Поэтому репетиционные залы выходят в атриум перегородками из матового стекла. Когда идут занятия, атриум превращается в театр теней.

Зеркала используются во всем мире, как инструмент для развития танцора любых направлений. Они помогают увидеть на себя со стороны и скорректировать неточности. Здание хореографического колледжа будет расположено у воды, и его фасады отразятся в Енисее. Фасад живет собственной жизнью в то время, как мы движемся, лето сменяет зиму, а день — ночь. Он становится кинетической поверхностью подхватывающей отражения, блики и тени.

Поздеев-центр

Андрея Геннадьевича Поздеева коллеги, искусствоведы, журналисты часто называют солнечным художником. И архитектура центра, который посвящен ему, должна быть сияющей, ясной и теплой игрой форм, света и цвета.

Вокруг комплекса сад непрерывного цветения: кусты сирени (такие любимые художником), астры, гладиолусы, розы… От пронзительного жёлтого до тревожно- красного. Цветовые пятна мощения и клумб перетекают в плоскости стен. Поздеев-Центр представляет собой дифференцированную структуру, которая вырастает из набережной. Объект активно взаимодействует с ландшафтом, придавая смысл и уникальность данному фрагменту набережной. Что немаловажно, Поздеев- Центр является агрегатором событий: открытых мастер-классов, перфомансов, сплошных выставок от Енисея и до крыш блоков музея и др.


Положите со мной чистый лист белой бумаги и кисточку
- А. Поздеев

Белый лист как надежда на новое начало переходит в объемный мир, становясь Белым Кубом, в котором современные художники смогут творить свои миры. Белый Куб - мобильное приложение дополненной реальности и сеть маркеров AR, интегрированных в элементы дизайна. Он не построен, поэтому подвижен, открыт для экспериментов.

Белый Куб может помочь реализовать тактику быстрых побед. Стройка - процесс длительный, поэтому ограждение площадки становится первым арт-объектом с маркерами дополненной реальности - графическими рисунками Поздеева, и прохожий с помощью своего смартфона сможет увидеть, каким будет здание Поздеев- центра после окончания строительства.

Поздеев-Центр — не точка на карте далекого и индустриального правого берега. Он — сервер нового Красноярска, где столкновение с искусством больше не случайность, а привычка горожанина.


Согласно концепции, правобережная Предмостная площадь становится Площадью Искусств, нанизанной на единую смысловую ось с Театральной площадью левого берега. Рядом с Академией Художеств появятся Красноярский Хореографический колледж и Поздеев-Центр, а также ведомственный жилой дом с апартаментами для деятелей культуры. Бодро кипящий бульон городской жизни и событий позволит Предмостной площади активно функционировать днем и не засыпать ночью.


Конкурсный проект


Panorama
Речной фасад

Наша цель методами архитектуры и урбанистики превратить Предмостную площадь в парадный вход Правобережья

Задачи

  • Завершение формирования архитектурно-градостроительного ансамбля Предмостной площади
  • Размещение на территории знаковых объектов городского и регионального значения
  • Формирование «точки роста» социально-экономической жизни Правобережья
  • Оптимизация транспортных и пешеходных потоков
  • Создание масштабного многофункционального общественного пространства, соответствующего градостроительному значению места
  • Формирование уникального фрагмента в общей системе набережных Енисея
  • Запуск процесса преобразований главных магистралей Правобережья
Prezentatsiya a2 compressed 04
Prezentatsiya a2 compressed k33k

Тоннель и переходы

Pp
Разрез по тоннелю

Перспективная транспортная схема


В Красноярске выстраивается система улично-дорожной сети, позволяющая постепенно «выключить» историческое ядро города из обслуживания транзитных транспортных потоков. В систему «обтекания» исторического ядра входит на севере ул. Калинина, ул. Караульная, ул. 9 мая, пр. Свободный, предполагаемый тоннель под Покровской горой, ул. Мужества, пр. Молокова и ул. Ястынская. На востоке эту миссию выполняет пр. Авиаторов, Октябрьский мост и ул. Мичурина. На юге - ул. Павлова, ул. 60 лет Октября, ул. Волжская, и планируемый переход в створе ул. Лесопильщиков до входа в Николаевкий мост. На западе замыкает кольцо Николаевкий мост, ул. Тотмина и планируемый западный обход.

Транспортная схема площади

Так как Коммунальный мост в перспективе должен перестать быть транзитным для всего Красноярска, а обслуживать в основном внутренний трафик исторического ядра, сегодняшнее транспортное кольцо и в перспективе может справиться с задачей входа-выхода на мост. Сегодняшние проблемы кольца связаны с «конфликом» между двумя интенсивными потоками: пр. Красноярский рабочий - ул. Матросова и вход-выход Коммунального моста. Чтобы разрешить эту проблему, мы предлагаем направление Красноярский рабочий - Матросова пустить в тоннеле под центральным кольцом. Кроме этого структуру тоннеля мы предлагаем дополнить системой подземных пешеходных переходов, совмещенных со входами в музей «Красноярск - город трудовой доблести». Исходя из этого мы не видим необходимости в сооружении мощной, сложной многоуровневой развязки. Таким образом город не только сэкономит существенные средства на развитие транспортной инфраструктуры, но и избавит архитектурный ансамбль от масштабного дисгармонирующего элемента, который способен разрушить целостный образ Предмостной площади.


Музей «Красноярск - город трудовой доблести»

20 мая 2021 года Красноярску было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести» за значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях. В связи с этим будет установлена типовая стела с изображением герба города и текстом указа президента России. Мы считаем, что стела должна появиться именно на правом берегу, так как исторически он был районом размещения большинства промышленных предприятий. Проектом предложена организация музея, посвященного Красноярску военного времени, внутри кольца Предмостной площади. Он может являться филиалом Красноярского краведческого музея.

Основная экспозиция музея располагается в 2-х уровнях: подземном и наземном. Верхние залы музея образуют трехчастный тор, который охватывает центральную площадь, защищая её от звукового и визуального шума. Полузаглубленная центральная площадь со стеллой в центре является наружной частью мемориала. Пешеходная доступность обеспечивается развитой системой подземных переходов площади. Технологическая загрузка может осуществляться из тоннеля.

Функциональная схема

Красноярский хореографический колледж

Красноярский хореографический колледж — один из главных смыслообразующих объектов места. Здание расположено в южной честверти «Квартала искусств». Оно играет основную формообразующую роль в формировании главного композиционного кольца площади. Мы сформировали компактный «Дом танца», в котором под общей крышей объединены 4 основные функциональные группы помещений. Комплекс включает в себя театр, общеобразовательную школу, блок балетных залов, общежитие, технические помещения и паркинг. Центральным композиционным элементом комплекса является 3-этажный двусветный атриум, позволяющий объединить в компактной композиции все функциональные блоки колледжа. При этом каждый функциональный блок четко обособлен и формирует одну из 4-х сторон объекта. Театр обращен к площади своим дугообразным вестибюлем. Хореографический блок формирует северную грань и обращен к Енисею. Блок общеобразовательной школы формирует фасад со стороны пр. Красноярский рабочий. Общежитие обращено вглубь квартала в уютный Балетный переулок. Уютный внутренний двор объединяет разномасштабные пространства, помогает размыть границу между учебой и социальным взаимодействием, делая коммуникацию активнее, а обучение видимым.


Функциональная схема

Поздеев-центр

Северо-западную часть «Квартала искусств» занимает вытянувшийся вдоль набережной Енисея, «Поздеев-центр» . Он вырастает из земли острыми блоками выставочных залов, «омываемых» геопластикой набережной, подхватывает дугу Хореографического колледжа и выходит на мост и реку консольной галереей «Глаз Поздеева». Переулок Балетный делит комплекс на 2 сообщающихся блока: выставочный и резидентский. Помимо постоянной экспозиции Андрея Поздеева на 1000 м2 и выставочного зала на 500 м2 для резидентов центра, в комплексе расположен остро необходимый городу выставочный зал на 3000 м2, способный принимать коллекции крупнейших музеев России и мира. Резидентская часть оборудована чистым диджитал коворкингом, мастерской 3D печати и прототипирования, офортной, керамической, живописной, скульптурной и реставрационной мастерскими, а также полиграфическим комплексом. Все резиденты могут встретиться на общей кухне или в ресторане, расположенном между резидентским блоком и гостиницей. Работы резидентов будут продаваться в магазине, имеющем выход на внутреннюю площадь между Поздеев-центром и «Домом Культуры». Кроме этого в состав центра входит кино-лекторий для проведения творческих конференций, показов, мастер-классов. Фасады покрыты графическими изображениями, основанными на работах Андрея Поздеева. Включив мобильное приложение центра и наведя на эту графику смартфон, можно считывать её как маркер дополненной реальности и видеть постоянно обновляемую живопись и цифровую скульптуру прямо на фасаде.

Также подобные маркеры интегрированы в дизайн набережной, которая тесно связана с тематикой центра, являющегося агрегатором событий: открытых мастер-классов, перфомансов, сплошных выставок от Енисея и до крыши центра. Набережная выполнена как сад непрерывного цветения: кусты сирени (так любимой Андреем Поздеевым), астры, гладиолусы, розы.

Гостиница

Здание 20-этажной гостиницы расположено в северном углу «Квартала искусств», одной стороной выходя на набережную, другой - на бульвар, идущий от пр. Красноярский рабочий в направлении берега Енисея. Объект пластически «вытекает» из горизонтального объема Поздеев-центра и устремляется ввысь на 75 метров, определяя новую доминанту-маяк всему градостроильному комплексу новой Предмостной.

Предложение построить гостиницу продиктовано желанием усилить интенсивность использования ценной городской территории, повысить статус Предмостной, предложить гостям города комфортные видовые номера в центральной части Красноярска на границе природы и кварталов, кипящих активной городской жизнью.

Жилой комплекс «Дом культуры»

В восточной четверти «Квартала искусств» мы предлагаем разместить жилой комплекс «Дом культуры». Предполагается, что основную часть его жителей составляют работники искусств, не только артисты, музыканты и художники, но и костюмеры, бутофоры, работники музеев, технические сотрудники учреждений культуры. Такой объект, на наш взгляд, прекрасно дополнит функциональное разнообразие территории, наполнит интенсивностью и круглосуточностью жизнь в этом важном городском пространстве, сплотит культурное сообщество.

Функциональная схема

Парковки

Общее число парковочных мест - 616. Парковка жилого комплекса расположена в 1 и подвальном этажах, имеет въезды-выезды со стороны внутренней улицы. Въезд- выезд на парковку под Поздеев-центром осуществляется со стороны внутренней улицы и пр. Красноярский рабочий. Под зданием хореографического колледжа расположен гаражный бокс.

Благоустройство

Обширное общественное пространство площадью более 10 гектар мы трактуем как систему взаимодействующих классических элементов (архетипов) городской ткани: площадь, проспект, улица, бульвар, переулок, сквер и набережная. Важным принципом нашей работы стало пространственное артикулирование этих узнаваемых пространств. Работая над ландшафтным дизайном, мы стараемся подчеркнуть отличительные особенности каждого из вышеперечисленных архетипов. Это выражается в индивидуальном подходе к геопластике, озеленению, мощению и оборудованию, которые должно соответствовать либо пафосу центральной площади, либо уюту тихого переулка.

Максимальная свобода дизайнерского приема проявляется в работе с набережной - границей между природной стихией и городом людей. Сопоставимый вклад в формирование общественного пространства вносит взаимойдействие людей с первыми этажами зданий, входами, витринами, террасами... Мы сформировали более 1150 метров фасадов, открытых прохожим, зрителям, посетителям, клиентам, зевакам...

Общие ТЭП

Ptichka

Защита проекта


Авторы
Архитекторы:
Награды
Thumb 20210621123458 00001