7 октября 1961 года был открыт Коммунальный мост
через Енисей. Это событие положило начало развитию острова Отдыха и предмостных
территорий на обоих берегах реки. Левобережная предмостная разрабатывалась под
руководством А.С. Демирханова, остров Отдыха — В.В. Орехова, а правобережная
предмостная — коллективом Э.М. Панова. Все они ставили своей целью формирование
единой оси уникальных общественных зданий и пространств общегородского
значения. К середине 80-х годов эта ось была сформированаПарадный вход Правобережья
Советское градостроительство 60-х горело пафосом покорения геометрией пространства природы. Город, где вдоль широких проспектов разместились бескрайние районы пятиэтажек с жителями «комсомольцами-целинниками» и трамваями на маршруте «Дом-Завод», с начала 70-х начал превращаться в тот самый «Край высокой культуры». Красноярский цирк, кинотеатр «Юбилейный», Концертно-танцевальный зал превратили индустриально-спальный Правый берег в полноценную самобытную и живую часть Красноярска.
Привычный нам силуэт Предмостная площадь приобрела к середине 80-х. Именно тогда сформировалась система из нескольких зданий-ориентиров. Высотное здание гостиницы «Турист» завершает ось проспекта имени газеты «Красноярский рабочий», а три 12-этажных здания, стоящих полукругом завершают ось Коммунального моста. Улица Матросова природно-ориентирована, с неё открывается прострел на отроги Западных Саян и в обратную сторону — на Енисей.
Существующее состояние
Улично-дорожная сеть больше 30-ти лет не развивалась, несмотря на то, что транспортные нагрузки кардинально изменились, а количество автомобилей увеличилось более чем в 4,5 раза. Да и пешеход в пространстве площади ощущает себя средовым нонсенсом. Пересекая широкие магистрали, ему приходится делать большие «крюки».
С 90-х и до сегодняшних дней вся территория стагнировала и деградировала. Самый важный северо-восточный сегмент трехчастной круглой площади своей пустотой «проваливает» планировочную структуру и разрывает речной фасад. Рядом со зданием бывшего КТЗ лишь заборы, запустение и неухоженная конечная междугородних и городских автобусов, а под гостиницей расположилась парковка, внутри забитого машинами кольца унылый газон.
Но жизнь не стоит на месте. Проведена масштабная реконструкция Ярыгинской набережной, готовится реконструкция набережной от Коммунального моста вниз по течению. Этот участок входит в структуру северо-восточного сегмента площади. Комплексное развитие рассматриваемого участка позволит сформировать завершенный комплекс Предмостной площади.
Предмостная площадь — парадный вход Правобережья. Это пространство должно наполниться объектами, соответствующими его значению в современном городе и современном мире.