Конкурс «Театр оперы и балета»

Открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции реконструкции здания КГАУК Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

концепт-эскизкультура - досугобразованиереконструкцияпаркингу водыИсторический центрконкурсскетчинтерьер2023
Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Pervaya
Реконструкция Театра оперы и балета – необходимая мера. При внешнем благополучии здания за много лет у него накопился ряд проблем, требующих современных инженерных и архитектурных решений. Также реконструкция позволит увеличить площадь театра с 13 до 20 тысяч кв. м. для творческих нужд учреждения.

Аркадий Зинов, Министр культуры Красноярского края

1 декабря 2022 года был объявлен открытый архитектурный конкурс на лучшую концепцию реконструкции здания театра и прилегающей территории. Конкурс проходил по инициативе Губернатора края Александра Усса и при поддержке компании «Норникель». Организатором конкурса выступила АНО РГП «Институт города». Партнёр конкурса Союз архитекторов России.

Наша компания совместно с московским коллегами МВ-Проект, имеющими богатый опыт проектирования театральных зданий, объединились в консорциум А2+МВП.

Представленный проект занял третье место, уступив проектам от ООО «Ваухаус» (г. Москва) и ООО Архитектурное бюро «Студия 44» (г. Санкт-Петербург)

Lenta 1


Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского – ключевое здание на главной площади Красноярска. Театр оперы и балета – особая культурная институция, вместилище королевских видов искусства. Символическое для места значение имеет и расположенная напротив Театральной площади администрация города: появляется параллель между зданием городского управления и главным культурным зданием.

Сейчас территория рядом с театром активно развивается, вокруг растут новые объекты, тогда как театр теряет свое идеологическое значение в окружающем архитектурном ансамбле. Функциональная структура площади запутанна и неудобна. Пешеходные, сервисные потоки и движение транспорта выстроены нелогично. Они хаотично пересекаются, создавая неудобства и аварийные ситуации. Комплекс фонтанов физически изношен и морально устарел.

С помощью архитектурно-градостроительных решений необходимо организовать удобное и безопасное функциональное зонирование пространства, закрепить за площадью статус главного городского пространства, а театр оперы и балета сделать его художественной доминантой.


Кроме этого, театр нуждается в серьезной функциональной модернизации. Сегодня объекту не хватает площадей. Налицо дефицит пространств для персонала (гримерные, артистические, залы для репетиций и пр.). Площади помещений для посетителей недостаточны и не соответствуют современным тенденциям общественных интерьеров. Технологии производства, хранения и логистики декораций устарели. Театр также испытывает проблемы с парковочными местами. Представленная концепция призвана решить эти задачи путем оптимизации и реорганизации функциональной структуры, увеличением площадей здания и добавлением новых функций.

К 400-летнему юбилею Красноярска в 2028 году правительством Красноярского края запланировано комплексное преображение Театральной площади, которое должно решить ряд накопившихся проблем и сформировать современное пространство XXI века в историческом контексте города. Грядущие изменения должны включать в себя благоустройство, строительство новых объектов и реконструкцию существующих.

Основные задачи нашего проекта:
1. Завершить комплексное форматирование театральной площади, как в функциональном, так и в образно-символическом аспекте.
2. Сделать здание театра доминантой, наравне со зданием мэрии.
3. Максимально расширить функциональное, а следовательно творческие и экономические возможности театра.
Lenta 2


Два года назад, работая над Мастер-планом Театральной площади, мы уделяли большое внимание определению пространственных ресурсов для увеличения здания Театра Оперы и Балета, а также развитию комплекса театральных мастерских. Было много общения с руководителями и техническими сотрудниками. Самыми важными и запоминающимися были наши встречи и разговоры с художественным руководителем театра Сергеем Рудольфовичем Бобровым. Смелость и сила его идей очень подкупала и заряжала. Энергетика этого человека, его бесшабашное, размашистое отношение к пространствам и процессам каким-то образом, подсознательно, проникло в наш проект. Сергей помог взвинтить масштаб и театральных и архитектурных притязаний…спасибо!

Bobrov s.r

Кухня

Ограничения и регламенты

Ограничения и регламенты мы сформировали уже в процессе разработки Мастер-плана Театральной площади в 2021 году. Участок театра полностью соответствует квартальной структуре Исторического центра Красноярска. Здание, построенное в 1978 году, было чётко вписано в квартал улиц Перенсона – Бограда – Урицкого. Надлежащие отступы позволяли обеспечивать традиционную «Красноярскую перспективу», сохраняя прозоры на ландшафтные богатства нашего города. Именно этим обусловлено наше нежелание расширять театр в стороны, перекрывая ценные виды на Николаевскую сопку.

Мы расширили здание на 6 метров вперёд, 6 метров назад и 6 метров вверх. При этом прозоры по улице Перенсона остались достаточными как на юг – на Енисей, так и на север – на Покровскую гору.

Решения по организации движение и благоустройству вокруг театра обусловлены функциональными требованиями, а также дополнительными элементами ансамбля.

Главный вход для зрителей и главный служебный входы остались на своих местах, а вот загрузку декораций мы перенесли на противоположную сторону – на улицу Бограда (самая короткая связь с театральными мастерскими). Там же находится загрузка пищеблока и технических деталей. Сейчас эта часть улицы прикрыта зданием Русгидро.

По северному фасаду, выходящему на улицу Урицкого, расположены входы в театральные кассы, ресторан и музей. Рядом – вход в детскую оперную студию.

Въезды – выезды в подземную парковку под площадью организованы только по улице Бограда. Улица Урицкого отдана пешеходам.

Ab822bb5 0ffe 4d3a a563 4e4507d68715
Varianty sketchi

В процессе поиска образа театра команда архитекторов рассмотрела несколько вариантов объемно-пространственного решения с разным «процентом иконичности и экстравагантности». Остановились на отметке 75%.

Для дальнейшей разработки было принято предложение с кровлей, «парящей» на существующей отметке верха сценической коробки, которая создает эффект доминирования театра без изменения высоты здания.

23b76dde 016e 442b 816e 52d7b91ad97b

Концепт-эскиз

Albom a2 mvp stranitsa 06  1

Подобно трем агрегатным состояниям вещества, объемы театра – это твердь мраморной глыбы пространства сцены, волны могучего Енисея в образе вестибюля и воздух в силуэте парящей крыши-нимба. Нимб венчает главу театра, осеняя пространство площади.
1/X

Основной технологический объем здания – интроверт: процессы, происходящие внутри, сконцентрированы на самих себе. Этот мраморный куб отсылает зрителя к эстетике существующего здания театра, подчеркивая преемственность времени и культуры. Мы полагаем, что важные аутентичные, «намоленные» элементы и материалы старого здания могут найти своё место в новом. Согласно этому принципу, скульптурные группы с главного фасада переехали на новое место над служебным входом.

Объем главного вестибюля, напротив, – экстраверт. Он открыт площади, сквозь его волнистые стеклянные стены виден уютный и в то же время динамичный деревянный контур зрительного зала с каскадом балконов. Деревянная облицовка подчеркивает региональную особенность – мы в cтолице Енисейской Сибири. Перед главным входом стеклянные ленты фасада, словно занавес, приподнимаются перед зрителем, приглашая его внутрь.

Fragment fasada
3d razrez

Функциональные взрыв-схемы

1/X

Большой зрительный зал

  • Увеличение вместимости зала до 988 зрительских мест за счет устройства новых ярусов лож и балконов.
  • Повышение комфортности зала за счет увеличения глубины ступеней амфитеатра до 1 м.
  • Улучшение видимости сцены за счет изменения подъема ступеней амфитеатра.
  • Улучшение акустических характеристик зала за счет изменения высоты зала и конфигурации потолка.

Коробка сцены

  • Увеличение габаритов карманов сцены и арьерсцены до соответствия с размерами планшета сцены, что позволит организовать выкатные площадки из карманов и арьерсцены.
  • Увеличение высоты заколосникового пространства еще на один дополнительный уровень относительно существующего, что позволит организовать электрифицированные индивидуальные подъемы в любой точке сцены.
  • Устройство монтажного зала в уровне с планшетом сцены для монтажа декораций.
  • Устройство подъемно-опускных площадок оркестровой ямы и автоматизированного барьера оркестровой ямы.

Зрительский комплекс

  • Устройство многофункционального зала вместительностью 300 человек с доступом в него как из зрительского фойе театра, так и из административной части. Предусмотрена возможность попадать в зал непосредственно с улицы, используя вход с северной стороны театра.
  • Устройство двухуровневого театрального музея с возможностью организации двух входов – одного с улицы со стороны северного фасада театра, другого непосредственно из фойе театра.
  • Устройство зрительских буфетов и блока туалетов на каждом этаже фойе театра.
  • Устройство зрительского вестибюля и гардероба на -1 этаже здания с возможностью организации удобной технологической связи с уровнями подземного паркинга вместимостью 660 машино-мест.

Административные помещения

  • Устройство двух гостевых комнат с переговорными залами в непосредственной близости от кабинета директора, имеющих удобный изолированный доступ в зрительный зал.

Репетиционный комплекс

  • Устройство 4 репетиционных залов балета (два больших и два малых) с естественным освещением.
  • Устройство Большого и Малого репетиционных залов хора с возможностью доступа в них из зрительского фойе театра.
  • Устройство Большого репетиционного зала детской оперной студии с отдельным входом с улицы, собственным вестибюлем и артистическими уборными.
  • Устройство 7 вокальных классов.
  • Устройство дубль-сцены с естественным освещением для проведения сборных репетиций с возможностью доставки крупногабаритных декораций.
  • Устройство 2 больших репетиционных залов оркестра и 4 репетиционных комнат для проведения групповых репетиций.
  • Устройство студии звукозаписи и фотопавильона для проведения съемок.
  • Устройство 2 грузовых лифтов для доставки крупногабаритных музыкальных инструментов с уровня оркестровой ямы на все этажи здания театра.

Артистические уборные

  • Устройство 34 артистических уборных для артистов оркестра.
  • Устройство 20 артистических уборных для артистов балета.
  • Устройство 20 артистических уборных для артистов хора.
  • Устройство 18 артистических уборных для артистов оперы.
  • Устройство 8 артистических уборных для артистов детской оперной студии.

Складские помещения

  • Устройство контейнерного склада в количестве 37 контейнеров для хранения декораций, мебели, реквизита.
  • Устройство грузовой подъемной платформы, позволяющей доставлять контейнеры/декорации из зоны загрузки в монтажный зал и на сцену, в склад декораций, склад костюмов, дубль сцену.
  • Устройство дежурного склада декораций, высотой равной высоте кармана сцены.
  • Устройство загрузки со стороны ул. Бограда для оптимизации логистики.

Театральная терраса и оркестр на крыше

  • Устройство амфитеатра на крыше обеспечивает возможность проведения спектаклей и концертов под открытым небом. Крыша может быть площадкой для наблюдения за фейерверками во время проведения городских торжеств. Доступ сюда осуществляется по двум лестнично-лифтовым узлам.


  • Устройство открытой террасы под парящей крышей. Здесь возможна организация событийных мероприятий, фуршетов с видом на главную городскую площадь и Енисей. Пространство может использоваться в качестве летнего зала ресторана.
B1b13503 0daf 47d9 8a47 68b9e2d31753


Интерьеры

1/X

Вестибюль

В главном вестибюле, зрителя встречает каскад галерей. Они опоясывают цилиндр зрительного зала. Мы максимально освободили это пространство от тамбуров и билетных касс, дабы не мешать чистоте восприятия форм. Кассы заняли свое место в северной части здания с отдельным входом с оживленной площади с транзитным движением пешеходов. Благодаря этому решению, уже на подходе к зданию, зритель может увидеть архитектуру внутреннего пространства сквозь систему витражей. В вестибюль также можно попасть непосредственно из подземного паркинга по парадному лестнично-лифтовому узлу

Парящие элементы ограждений облицованы деревянными панелями, такой прием создает атмосферу тепла и уюта холодными вечерами во время представлений. Дерево подчеркивает региональную особенность – мы в вестибюле главного театра столицы Енисейской Сибири

Зрительный зал

Парящие деревянные ленты нашли свое продолжение в интерьере зрительного зала. Они напоминают концентрические элементы древнего города Аркаима, который так часто упоминал художественный руководитель театра Сергей Бобров, подразумевая центр мироздания и духовного развития.

На контрасте с деревянной облицовкой, кресла цвета красного бархата создают торжественную волнительную атмосферу перед представлением. С технической точки зрения, красный цвет – это цвет, который мы первым перестаем видеть, когда гаснет свет. Осветительное оборудование скрыто в складках потолка и стен. Это также помогает зрителю сосредоточиться на сцене, не отвлекаясь на технические детали.

Форма ограждающих конструкций зала разработана с учетом акустического расчета и художественно-эстетических принципов общей концепции внутренних пространств

Реконструкция

1/X

Для здания театра характерны развитые консольные свесы кровли покрытия, некий общий навес, который накрывает объемы. Максимальный свес консольного покрытия обращен в сторону улицы Вейнбаума, его вылет составляет 14,5 м. Различные участки кровли имеют консольные свесы до 11,2 м. Для того, чтобы реализовать архитектурные формы кровли покрытия, существует только один способ - использование металлических конструкций.

Покрытие состоит из регулярных перекрестных ортогональных ферм, то есть конструкций, работающих в двух направлениях, и связей по верхним и нижним поясам ферм. Кровля опирается на мегаопоры из сталежелезобетона. Габариты кровли покрытия 124,5х76 м.


Стены наружные самонесущие, фундаменты столбчатые и ленточные монолитные, перекрытия монолитные железобетонные и сборные пустотные плиты. Балки из стальных горячекатаных профилей.

В данном объекте принята рамно-связевая каркасная схема. Жесткость и неизменяемость рамы в поперечном направлении обеспечивается жестким креплением балок и фермы к колоннам, в продольном направлении - жестким защемлением колонн в фундаментах, а также установкой связей. Огнезащита стальных конструкций предусмотрена из эпоксидных смол.


Noch

Вид на театр, площадь и фонтан "Реки Сибири"

Tep opernyy
Panormam itog

Ночная панорама Театральной площади

Авторы
МВ-Проект:
  • Елена Андреева
  • Михаил Воронков
  • Дмитрий Куваев
  • Дмитрий Шурыгин
  • Олег Шурыгин
При участии АМТ-Групп:
  • Владимир Агафонов
  • Алексей Корендясов
  • Александр Малыгин
Награды
Thumb diplom