Открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции реконструкции здания КГАУК Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Реконструкция Театра оперы и балета – необходимая мера. При внешнем благополучии здания за много лет у него накопился ряд проблем, требующих современных инженерных и архитектурных решений. Также реконструкция позволит увеличить площадь театра с 13 до 20 тысяч кв. м. для творческих нужд учреждения.
Аркадий Зинов, Министр культуры Красноярского края
1 декабря 2022 года был объявлен открытый архитектурный конкурс на лучшую концепцию реконструкции здания театра и прилегающей территории. Конкурс проходил по инициативе Губернатора края Александра Усса и при поддержке компании «Норникель». Организатором конкурса выступила АНО РГП «Институт города». Партнёр конкурса Союз архитекторов России.
Наша компания совместно с московским коллегами МВ-Проект, имеющими богатый опыт проектирования театральных зданий, объединились в консорциум А2+МВП.
Представленный проект занял третье место, уступив проектам от ООО «Ваухаус» (г. Москва) и ООО Архитектурное бюро «Студия 44» (г. Санкт-Петербург)
Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского – ключевое здание на главной площади Красноярска. Театр оперы и балета – особая культурная институция, вместилище королевских видов искусства. Символическое для места значение имеет и расположенная напротив Театральной площади администрация города: появляется параллель между зданием городского управления и главным культурным зданием.
Сейчас территория рядом с театром активно развивается, вокруг растут новые объекты, тогда как театр теряет свое идеологическое значение в окружающем архитектурном ансамбле. Функциональная структура площади запутанна и неудобна. Пешеходные, сервисные потоки и движение транспорта выстроены нелогично. Они хаотично пересекаются, создавая неудобства и аварийные ситуации. Комплекс фонтанов физически изношен и морально устарел.
С помощью архитектурно-градостроительных решений необходимо организовать удобное и безопасное функциональное зонирование пространства, закрепить за площадью статус главного городского пространства, а театр оперы и балета сделать его художественной доминантой.
Кроме этого, театр нуждается в серьезной функциональной модернизации. Сегодня объекту не хватает площадей. Налицо дефицит пространств для персонала (гримерные, артистические, залы для репетиций и пр.). Площади помещений для посетителей недостаточны и не соответствуют современным тенденциям общественных интерьеров. Технологии производства, хранения и логистики декораций устарели. Театр также испытывает проблемы с парковочными местами. Представленная концепция призвана решить эти задачи путем оптимизации и реорганизации функциональной структуры, увеличением площадей здания и добавлением новых функций.
К 400-летнему юбилею Красноярска в 2028 году правительством Красноярского края запланировано комплексное преображение Театральной площади, которое должно решить ряд накопившихся проблем и сформировать современное пространство XXI века в историческом контексте города. Грядущие изменения должны включать в себя благоустройство, строительство новых объектов и реконструкцию существующих.
Основные задачи нашего проекта:
1. Завершить комплексное форматирование театральной площади, как в функциональном, так и в образно-символическом аспекте.
2. Сделать здание театра доминантой, наравне со зданием мэрии.
3. Максимально расширить функциональное, а следовательно творческие и экономические возможности театра.
Наша мастерская больше десяти лет периодически возвращается к теме Театральной площади.
Наиболее значимые проекты:
Два года назад, работая над Мастер-планом Театральной площади, мы уделяли большое внимание определению пространственных ресурсов для увеличения здания Театра Оперы и Балета, а также развитию комплекса театральных мастерских. Было много общения с руководителями и техническими сотрудниками. Самыми важными и запоминающимися были наши встречи и разговоры с художественным руководителем театра Сергеем Рудольфовичем Бобровым. Смелость и сила его идей очень подкупала и заряжала. Энергетика этого человека, его бесшабашное, размашистое отношение к пространствам и процессам каким-то образом, подсознательно, проникло в наш проект. Сергей помог взвинтить масштаб и театральных и архитектурных притязаний…спасибо!
Ограничения и регламенты мы сформировали уже в процессе разработки Мастер-плана Театральной площади в 2021 году. Участок театра полностью соответствует квартальной структуре Исторического центра Красноярска. Здание, построенное в 1978 году, было чётко вписано в квартал улиц Перенсона – Бограда – Урицкого. Надлежащие отступы позволяли обеспечивать традиционную «Красноярскую перспективу», сохраняя прозоры на ландшафтные богатства нашего города. Именно этим обусловлено наше нежелание расширять театр в стороны, перекрывая ценные виды на Николаевскую сопку.
Мы расширили здание на 6 метров вперёд, 6 метров назад и 6 метров вверх. При этом прозоры по улице Перенсона остались достаточными как на юг – на Енисей, так и на север – на Покровскую гору.
Решения по организации движение и благоустройству вокруг театра обусловлены функциональными требованиями, а также дополнительными элементами ансамбля.
Главный вход для зрителей и главный служебный входы остались на своих местах, а вот загрузку декораций мы перенесли на противоположную сторону – на улицу Бограда (самая короткая связь с театральными мастерскими). Там же находится загрузка пищеблока и технических деталей. Сейчас эта часть улицы прикрыта зданием Русгидро.
По северному фасаду, выходящему на улицу Урицкого, расположены входы в театральные кассы, ресторан и музей. Рядом – вход в детскую оперную студию.
Въезды – выезды в подземную парковку под площадью организованы только по улице Бограда. Улица Урицкого отдана пешеходам.
В процессе поиска образа театра команда архитекторов рассмотрела несколько вариантов объемно-пространственного решения с разным «процентом иконичности и экстравагантности». Остановились на отметке 75%.
Для дальнейшей разработки было принято предложение с кровлей, «парящей» на существующей отметке верха сценической коробки, которая создает эффект доминирования театра без изменения высоты здания.
Подобно трем агрегатным состояниям вещества, объемы театра – это твердь мраморной глыбы пространства сцены, волны могучего Енисея в образе вестибюля и воздух в силуэте парящей крыши-нимба. Нимб венчает главу театра, осеняя пространство площади.
Основной технологический объем здания – интроверт:
процессы, происходящие внутри, сконцентрированы на самих себе. Этот мраморный
куб отсылает зрителя к эстетике существующего здания театра, подчеркивая
преемственность времени и культуры. Мы полагаем, что важные аутентичные, «намоленные»
элементы и материалы старого здания могут найти своё место в новом. Согласно
этому принципу, скульптурные группы с главного фасада переехали на новое место
над служебным входом.
Объем главного вестибюля, напротив, – экстраверт. Он открыт площади, сквозь его волнистые стеклянные стены виден уютный и в то же время динамичный деревянный контур зрительного зала с каскадом балконов. Деревянная облицовка подчеркивает региональную особенность – мы в cтолице Енисейской Сибири. Перед главным входом стеклянные ленты фасада, словно занавес, приподнимаются перед зрителем, приглашая его внутрь.
Большой зрительный зал
Коробка сцены
Зрительский комплекс
Административные помещения
Репетиционный комплекс
Артистические уборные
Складские помещения
Театральная терраса и оркестр на крыше
Вестибюль
В главном вестибюле, зрителя встречает каскад галерей. Они опоясывают цилиндр зрительного зала. Мы максимально освободили это пространство от тамбуров и билетных касс, дабы не мешать чистоте восприятия форм. Кассы заняли свое место в северной части здания с отдельным входом с оживленной площади с транзитным движением пешеходов. Благодаря этому решению, уже на подходе к зданию, зритель может увидеть архитектуру внутреннего пространства сквозь систему витражей. В вестибюль также можно попасть непосредственно из подземного паркинга по парадному лестнично-лифтовому узлу
Парящие элементы ограждений облицованы деревянными панелями, такой прием создает атмосферу тепла и уюта холодными вечерами во время представлений. Дерево подчеркивает региональную особенность – мы в вестибюле главного театра столицы Енисейской Сибири
Зрительный зал
Парящие деревянные ленты нашли свое продолжение в интерьере зрительного зала. Они напоминают концентрические элементы древнего города Аркаима, который так часто упоминал художественный руководитель театра Сергей Бобров, подразумевая центр мироздания и духовного развития.
На контрасте с деревянной облицовкой, кресла цвета красного бархата создают торжественную волнительную атмосферу перед представлением. С технической точки зрения, красный цвет – это цвет, который мы первым перестаем видеть, когда гаснет свет. Осветительное оборудование скрыто в складках потолка и стен. Это также помогает зрителю сосредоточиться на сцене, не отвлекаясь на технические детали.
Форма ограждающих конструкций зала разработана с учетом акустического расчета и художественно-эстетических принципов общей концепции внутренних пространств
Для здания театра характерны развитые консольные свесы кровли покрытия, некий общий навес, который накрывает объемы. Максимальный свес консольного покрытия обращен в сторону улицы Вейнбаума, его вылет составляет 14,5 м. Различные участки кровли имеют консольные свесы до 11,2 м. Для того, чтобы реализовать архитектурные формы кровли покрытия, существует только один способ - использование металлических конструкций.
Покрытие состоит из регулярных перекрестных ортогональных ферм, то есть конструкций, работающих в двух направлениях, и связей по верхним и нижним поясам ферм. Кровля опирается на мегаопоры из сталежелезобетона. Габариты кровли покрытия 124,5х76 м.
Стены наружные самонесущие, фундаменты столбчатые и ленточные монолитные, перекрытия монолитные железобетонные и сборные пустотные плиты. Балки из стальных горячекатаных профилей.
В данном объекте принята рамно-связевая каркасная схема. Жесткость и неизменяемость рамы в поперечном направлении обеспечивается жестким креплением балок и фермы к колоннам, в продольном направлении - жестким защемлением колонн в фундаментах, а также установкой связей. Огнезащита стальных конструкций предусмотрена из эпоксидных смол.
Вид на театр, площадь и фонтан "Реки Сибири"
Ночная панорама Театральной площади