Концепция застройки территории Сибирского завода тяжелого машиностроения
Сибтяжмаш – Сибирский завод тяжелого машиностроения ведёт отсчёт своего существования с 1939 года. За более чем 70-летнюю историю, один из флагманов Красноярской индустрии производил многие виды крупной техники: паровозы, строительные и промышленные краны, оборудование для ГЭС и АЭС, многое другое. В процессе де-индустриализации 90-х, завод был сначала приватизирован, а затем разорён. В 2011 году предприятие официально было признано банкротом, а его территория, площадью более 170 Га продолжает деградировать и по сей день.
В 2021 году ООО «КБ Стрелка» по заказу Корпорации Развития «Енисейская Сибирь» приступила к разработке «Стратегического мастер-плана Большого Красноярска до 2035 года». Один из главных территориальных ресурсов развития Красноярска – «Ржавый пояс». Ре-девелопмент позволяет превратить самые депрессивные, пост-индустриальные территории в главные «точки роста» современного российского мегаполиса. Выгодное расположение привлекло внимание урбанистов к Сибтяжмашу. Коллеги из Стрелки предложили нам разработать концепцию развития этого района.
Территория завода расположена на правом берегу в Кировском районе Красноярска. С севера её ограничивает Транссибирская железнодорожная магистраль, с запада - «Красноярский меридиан». Так мы называем крупнейшее транспортное направление, включающее в себя улицу Мичурина, Октябрьский мост и далее проспект Авиаторов и планируемый выход в район Солнечный.
Таким образом будущий жилой район формируется на перекрёстке двух мощных транспортных направлений: широтного – вдоль Транссиба и меридионального – по «Красноярскому меридиану». Расположение территории у перспективной автомобильной и железнодорожной сети дает значительный потенциал для развития.
Близость остановок общественного транспорта и высокий объем логистических потоков дает толчок к формированию городского района с высокой долей общественно-деловой застройки, а также для размещения зоны современной «light industrial».
Эти предпосылки позволяют сформировать район комплексной смешанной застройки. В основу проекта легли принципы и приоритеты развития территорий, разработанные в Стандарте комплексного развития («ДОМ.РФ» и ООО «КБ Стрелка»).
Концепцией предлагается смешанное использование территории. В Северное части планируется разместить ТПУ Мичурина, Институт логистики и производственные территории формата Light industrial. Вдоль улицы Мичурина планируется разместить деловые центры.
В границах улиц Павлова, Щорса, Аральского расположена жилая застройка, внутри которой сформирован пешеходный бульвар ведущий к культурному центу и рынку по ул. Гастелло. В южной части размещен стадион и спортивный парк в перспективе охватывающий район Образцово и Энергетиков.
Схема размещения объектов социальной и коммерческой инфраструктуры.
Основные объекты социальной инфраструктуры расположены вдоль пешеходного бульвара по улице Гастелло. Предлагается разместить 3 школы на 750 мест, 8 детских садов встроенных в первые этажи жилых домов на 120 мест, поликлиника
на 400 посещений в сутки. Коммерческие помещения расположены в первых этажах жилых домов, в деловых центрах, а также на территории рынка.
Схема рекреационных и общественных пространств.
Зеленый каркас территории сформирован двумя пешеходными бульварами по улице Гастелло и диагональным бульваром ведущим к спортивному парку, аллее по улице Павлова. На пересечении второстепенных поперечных улиц с бульваром на улице Гастелло сформированы скверы. Основным зеленым ядром района станет спортивный парк, которым смогут пользоваться жители и близлежащих районов.
Схема организации транспорта и улично-дорожной сети.
Улично-дорожная сеть сформирована с учетом створов существующих улиц. Улицы Транзитная, Павлова, Щорса продлеваются и формируют продольный транспортный каркас территории. По улице Щорса планируется продлить трамвай до улице Тамбовская в районе шинного завода. Поперечные улицы второстепенного значения сформированы с учетом планируемых улиц в районе Образцово.
Схема организации парковок.
В границах района полностью обеспеченна потребность в парковочных местах.
4 500 машино-мест расположено в многоуровневых паркингах, 4 000 машино-мест расположено в подземных паркингах, 880 машино-мест в плоскостных парковках по улице Щорса, а также 2 480 мест гостевых парковок расположенных вдоль основных улиц.