REDEVELOPER о проекте А2: Комплексное развитие Электровагоноремонтного завода
REDEVELOPER — флагманский ресурс РЕ-объектов и РЕ-площадок, база, консолидирующая рынок и редевелопмент в единую профессиональную площадку, сегодня о проекте мастерской А2: Комплексное развитие Электровагоноремонтного завода.
Новый ЭВРЗ
Территория ЭВРЗ (Красноярского электроремонтного завода) – индустриальная зона в центре города с богатым историческим и архитектурным прошлым и большими перспективами на будущее. Именно это место, которое сейчас разрывает городскую ткань, может превратиться в точку притяжения в Историческом центре Красноярска, включив в себя кластер креативных индустрий, музейный комплекс и современную жилую застройку loft-стиля, со всей необходимой инфраструктурой и досугом.
Проектная мастерская А2 по собственной инициативе разработала концепцию комплексного развития территории электровагоноремонтного завода: не убивая предприятие – перенести его на новые мощности; расположить большой культурно-досуговый кластер, интересный всем – от мала до велика, бережно обновить старые здания, 11 из которых – памятники индустриальной архитектуры; построить новый жилой квартал, который создаст не только ещё один привлекательный фасад, но и обеспечит активность для горожан; создать транспортную доступность и соединить городскую ткань.
Концепция развития ЭВРЗ выставлялась на двух архитектурных фестивалях: «Архитектурное наследие» и «Зодчество в Сибири», на последнем была отмечена Золотым дипломом в номинации «градостроительство».
О месте
Участок проектирования в 44,8 га окружен важными транспортными магистралями, c запада – железная дорога «Транссиб», с востока – улицы Маерчака и Профсоюзов, с севера – крупный транспортно-пересадочный узел «Путепровод», и проспект Свободный, с южной стороны участка проходит автомобильный Копыловский мост, и железнодорожный вокзал «Красноярск-главный».
Красноярский электровагоноремонтный завод – одно из самых старинных предприятий города и когда-то, крупнейшее в Енисейской губернии. Именно железная дорога (Транссибирская железнодорожная магистраль) стала мощным градообразующим фактором, превратившим Красноярск из уездного города в губернский, а затем и в столицу региона. В 2023 году ЭВРЗ отметил своё 125-летие.
Летопись главных железнодорожных мастерских начинается с 24 июня 1898 года, которые в 1932 – получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. Во время Великой Отечественной войны на заводе производили военную продукцию, было изготовлено пять бронепоездов, минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек. Здесь формировалась отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. 30 декабря 1971 года ушел из ремонта последний паровоз, закончилась «паровозная эпоха», технический прогресс не обошел ПВРЗ и завод получил статус электровагоноремонтного и стал называться ЭВРЗ.
На «новые рельсы»
Сегодня завод утратил свою былую значимость, деятельность завода не столь масштабна, она требует реорганизации, для новых предполагаемых мощностей, необходимы новые цеха, новые «стены». В данный исторический отрезок времени, эта уникальная территория закрыта для общего доступа, она разрывает градостроительную ткань района, а вместе с тем, одиннадцать зданий заводской недвижимости представляю культурную ценность и нуждаются в реставрации, один объект – объект культурного наследия.
Как превратить промышленную зону в привлекательную современную территорию для города с широким диапазоном интересов и при этом сохранить уникальность места и его историю? Такую задачу поставили перед собой красноярские архитекторы проектной мастерской «А2».
Первое, что необходимо сделать – перенести ЭВРЗ на новую производственную площадку со строительством современных цехов, сохранением и преумножением трудового коллектива, истории и традиций. Такая перспектива уже рассматривалась на Красноярском экономическом форуме: предполагалось включить завод в состав особой экономической зоны – «Красноярской технологической долины».
Кроме того, следует провести экологическую реабилитацию территории, постепенно вывести из эксплуатации действующую ТЭЦ и угольный склад, создав зелёную зону вдоль железной дороги.
Историко-культурный кластер и квартал мастерских
Важный шаг – реставрация и реконструкция одиннадцати объектов индустриального архитектурного наследия, один из которых – объект культурного наследия. Старые цеха хранят архитектурную эстетику дореволюционной России и следы истории, подчас драматичной.
Предполагается максимально бережно восстановить здания, очистить ценные фасады от более поздних пристроек, привести облик к их историческому состоянию и переосмыслить функциональное назначение зданий в новом культурно-историческом кластере. При этом, территория достраивается в соответствии с общей морфологией и стилистикой сохраняемых объектов.
Проектом предполагается сформировать историко-культурный кластер: отдать часть зданий под филиал Краеведческого музея, посвященный революционному движению в Красноярске и музей железнодорожной техники с экспозицией под открытым небом.
Вместе с этим, создать квартал мастерских, поддержав тем самым возрастающий спрос на помещения для художников, скульпторов, мастеров монументально-прикладного искусства. Такой центр сможет объединить творческих людей и дать им возможность тесного сотрудничества в создании собственных проектов. На основе квартала мастерских разместить Центр дополнительного образования (ЦДО) с деревообрабатывающим цехом рядом с общеобразовательной школой. Это станет дополнительным фактором привлечения резидентов и пользователей территории.
Вагоноремонтный цех – в Центр Творческих Индустрий
Вагоноремонтный цех, в свою очередь, можно отдать под Центр Творческих Индустрий (ЦТИ), он же – Завод креативных индустрий. Огромное производственное здание, построенное в середине XX века, реконструируется и включает в себя офисы, крупный выставочный комплекс, конференц-залы, магазины, а также, мини-вокзал для местного паровоза-трамвая, который, в свою очередь, является экскурсионным. Предлагается сохранить фасады в существующем виде, оконные проёмы привести к единообразию, а уникальные клепанные металлические конструкции, вскрыть для общего обозрения, тем самым, превратив их в музейный экспонат под открытым небом.
Над землей, на уровне второго этажа, предлагается организовать переходы, связывающие все части здания, что даст беспрепятственный проезд пожарных машин и обслуживание опор эстакады. Высокие 12-метровые цеха разделить на три этажа. Офисы творческих мастерских предлагается разместить во всех функциональных зонах здания, имеющих естественное освещение на верхних этажах, а также вдоль всех фасадов с витражами. Для увеличения количества пространств с естественным светом, части здания демонтируются, становясь озелененными внутренними двориками. На вторых этажах предполагается разместить строительные и мебельные магазины, первых этажи займут заведения общественного питания.
ТЭЦ – в Центр Современного Искусства
ТЭЦ с высокой кирпичной трубой, всем знакомый и знаковый городской ориентир, будет реконструирована в Центр Современного Искусства (ЦСИ). Здесь могут расположиться мастерские-лаборатории всех видов визуального творчества, выставочно-экспозиционные площадки со своей инфраструктурой. Синергия историко-культурного, музейного направления и актуальных художественных практик, сконцентрированных в новом центре общественной жизни, позволит аккумулировать творческие инициативы не только красноярцев, но и творческого сообщества в целом.
Рядом расположатся гостиница и апарт-комплекс, что позволит площади ЦСИ стать масштабной авансценой «Нового ЭВРЗ».
Новый жилой комплекс и социальное развитие территории
В северной части территории разместится современный жилой микрорайон. Застройка среднеэтажными периметральными жилыми группами позволит создать приватное, прикрытое от улиц и транзитных путей дворовое пространство. Цельный архитектурный образ поможет сформировать кирпичная отделка фасадов. Псевдо-мансардные этажи, облицованные металлическими пластинами акцентных оттенков голубых, синих, коричневых цветов, добавят разнообразие художественного восприятия жилых секций.
Первые этажи зданий планируется сделать коммерческими различного социально-бытового назначения. Общий комфорт обеспечат озелененные дворы, под которыми будут расположены парковки.
Важной частью концепции становится развитие социальной инфраструктуры и это не только общепит и культура, на территории появится ряд образовательных учреждений, в частности, школы на 1100 мест.
Артефакты, аттракцион с паровозом и транспортная инфраструктура
Общий тренд при реконструкции промышленных территорий – это сохранение духа места. Артефакты прошлого: рельсы, стрелки, компрессоры, технологические ёмкости и т.п. приспосабливаются под современные нужды и используются как малые архитектурные формы или музейные экспонаты.
По старым рельсам между северной и южной остановками ходит местный трамвай-чартер, превращаясь в локальный аттракцион «старый паровоз».
Территория будет обеспечена всеми видами транспорта, что сделает её доступнее и привлекательнее для посещения. Внутри территории проектом предусматривается создание остановочного пункта на эстакаде рядом с ЦТИ. Для организации перехода трамвайные и автобусные остановки связаны лестнично-лифтовыми узлами. Дополнительно запроектирована многоуровневая парковка вблизи Копыловского моста, освободит территорию от организации большого количества гостевых наземных парковочных мест, парковочные места для гостей разместятся под мостом и вдоль улиц.
Почему Красноярску это нужно?
Город, который развивается в ногу со временем, даёт возможность жить в комфортной среде и проводить свой досуг интересно, остаётся привлекательным для жителей, удерживает молодёжь.
«Проект, одновременно, с переформатированием самой территории, более точно вписывает её в «кровообращение» современного города. Задача запустить жизнь, и жизнь интересную, которая дополняет картину общественного функционирования Красноярска. Большое креативное loft-пространство со смешенной застройкой, жильём, бизнесом, креативом, музеем, культурой – это активная энергетика 24/7. И нет возрастных ограничений — придуманы милые сердцу аттракционы, организован творческий досуг, никто не уходит в интеллектуальную высоколобость, стильность. Красноярску таких мест не хватает» (Борис Шаталов)
Особую актуальность эта работа приобретает в перспективе подготовки Красноярска к 400-летию. За 5 лет, оставшиеся до 2028 года, нельзя завершить столь масштабные преобразования, но можно наметить вектор движения и запустить процесс.
Октябрь, 2023
Изображения предоставлены Проектной мастерской А2