С 14 июня по 21 июля в нашей мастерской, под руководством Николая Дядечкина, Бориса Шаталова и Артёма Элли проходила летняя практика студентов-архитекторов и градостроителей.
В первом потоке 8 студентов:
из ИАД СФУ: Анастасия Митюкова, Юлия Ильяненко, Дарья Брыль, Дарья Афанасьева, Валерия Забелина, Ольга Пантелеева, Валерия Поспелова;
из Кыргызско-Российского Славянского Университета имени первого президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина — Махамаджан Халбутаев.
Принимать иногородних — наша традиция, в А2 практиковались студенты из Новосибирска, Томска, Барнаула, Иркутска, бакалавр из Еревана и вот теперь география пополнилась Бишкеком.
Первое задание было посвящено работе с городским партером.
Мы выбрали участок исторического центра в районе ТК «Квант», а именно отрезок улицы Дзержинского от улицы Красной армии до проспекта Мира, и отрезок улицы Красной армии между улицами Обороны и Диктатуры Пролетариата. Работа включала в себя три основных раздела:
1.1. Работа на территории. Практиканты вышли в город, где провели натурное обследование и фотофиксацию. Это помогло им почувствовать «дух места», увидеть достоинства и проблемы территории.
1.2. Создание 3D-модели и анализ. Каждый участник строил свой фрагмент трехмерной модели элементов застройки, затем группа сшивала отдельные куски. Это задание помогло глубже проанализировать заданный фрагмент городской ткани. Кроме этого, нам было важно научить будущих архитекторов коллективному взаимодействию, умению интегрировать свой локальный участок работы в общую картину.
1.3. Проектное предложение. Работая над реконструкцией городского партера, команда гармонизировала транспортное, пешеходное и велосипедное движение. Отрабатывались вопросы функциональной организации, дизайна, благоустройства и озеленения общественных пространств. Особое внимание было уделено развитию безбарьерной среды.
Презентации и обсуждения предложений проходили в несколько этапов.
Второе задание связано с участием мастерской А2 в проекте Большой Вавиловский.
Задача — переформатировать постиндустриальные задворки улицы Семафорная (от ул.Безымянная до ул.Затонская) в полноценную территорию, пригодную для счастливой жизни современного человека. Студенты и руководители совместно провели анализ, но предложения по развитию территории практиканты готовили индивидуально.
Проектные предложения
Махамаджан Халбутаев увел транспортный поток с улицы Семафорной под землю, а вынутый грунт использовал для создания озелененного вала. Методом геопластики автор решил проблему защиты городской застройки от негативного влияния железной дороги. Освобожденный от транзита участок улицы Семафорная превращен в линейный парк.
Дарья Брыль корректирует сечение улицы Семафорная, отодвигая транспортный поток от застройки и высаживая крупные деревья для создания шумозащитного экрана. Важной частью работы является формирования точек роста в западной и восточной частях улицы.
Дарья Афанасьева не только уводит под землю транзитный транспорт, но и кардинально пересматривает сечение улицы Семафорная. Демонтируя 3-4 колеи железнодорожного тупика, удается не только создать полноценный линейный парк, но и обеспечить удобный и безопасный местный проезд. Важной особенностью работы стала санация территории по обеим сторонам железной дороги. Автор обращает внимание не только на точки роста района Большой Вавиловский, но и связывает их с городскими магнитами соседних районов.
Валерия Поспелова смело демонтирует железнодорожный тупик. За счет освободившегося пространства ей удается кардинально, и при этом реалистично реконструировать профиль Семафорной, где железная дорога, 4-х полосный транзит, 2-х полосный местный проезд, и вело-пешеходный бульвар органично сосуществуют, разделяемые сильными озелененными барьерами. Развивая застройку, автор группирует функциональные кластеры вдоль озелененного и облагороженного южного фронта улицы.
Анастасия Митюкова экспериментирует с двумя вариантами организации профиля улицы Семафорная. Один из них — пешеходный экран-волна, в сочетании с небольшим заглублением транзитных полос, решает проблему негативного воздействия магистрали на застройку. Автор уделяет подчеркнутое внимание обеспечению района современными автопарковками.
За пять недель, мы проделали большую, интересную и полезную работу. 80% времени ребята совместно решали, казалось бы, мелкую задачу — благоустройство улиц в пределах нескольких кварталов, и убедились в ее бездонности. А затем, 20% времени, каждый из них выдал решения масштабной задачи — преобразование целого района в зоне магистральной улицы и железной дороги, и кое в чем преуспели.
Мы уверены, что совместный опыт пойдет на пользу всем участникам процесса.