Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Аэровокзальная площадь

Улица Аэровокзальная, 15, 16 в Советском районе Красноярска

В 1954 году в красноярском аэропорту был построен современный типовой аэровокзал, и соответствующая тогдашним требованиям взлетно-посадочная полоса. В 1959 году из центра города, от железнодорожного вокзала, была пущена троллейбусная линия, и завершение улицы Аэровокзальная было оформлено, как знаковая Аэровокзальная площадь. В середине 1970-х была начата работа над проектом нового аэропорта, получившего наименование «Емельяново». В 1980 году аэропорт получил наименование «Красноярск Северный»

В 1988 году аэропорт «Северный» был закрыт. С тех пор ценная территория начала постепенно деградировать.

Учитывая огромное историческое значение, принимая во внимание градостроительный потенциал – необходимо возродить эту территорию на современном этапе развития Красноярска.

Концепт-эскиз

Мы хотим возвратить площади аэровокзала значение единого смыслового центра этого района в противовес хаосу и бессистемности сегодняшнего состояния.

Рассматриваемая территория имеет высокий уровень транспортной доступности и связана с магистральными улицами городского значения (ул. Партизана Железняка и ул. Шахтеров). Остановки общественного транспорта сосредоточены вдоль улиц Взлетная, Аэровокзальная и Партизана Железняка.

В пешеходной доступности находятся микрорайоны Взлётки и Новый центр, такие крупные городские объекты, как: ипподром, Филиал СПБГУ Гражданской авиации, Медицинский университет и Краевая клиническая больница.

В районе присутствует множество объектов различных функций от торговли различного профиля до социального обеспечения. Также в перспективе территория освободится от большого количества складских и хозяйственных построек, что создаёт перспективы для дальнейшего развития жилой застройки.

На сегодняшний день площадь разорвана улицей Аэровокзальной, а участок перед зданием аэровокзала занят хаотичной парковкой. Само здание отдано под торговлю, что не соответствует его внешнему облику и потенциальным возможностям. Внешний вид пристроек и киосков, говорит о постепенной маргинализации городской среды.

Необходимо вынести автовокзал в новый комплекс ТПУ «Северный».

Необходимо сформировать настоящую «городскую площадь». Для этого нужно изменить схему движения транспорта. Транзитный проезд необходимо перенести к восточной стороне площади. Должен быть восстановлен проезд с западной стороны и пересмотрено движение общественного транспорта. Это позволит сформировать цельное общественное пространство, которое вместит функции, полезные жителям.

Концепция развития предполагает возвращение «памяти места» путем создания Музея полярной авиации в здании и на перроне старого аэровокзала. Весь градостроительный ансамбль обновленной площади подчинён аэровокзалу — композиционная ось площади совмещена с осью симметрии главного здания и улицей Аэровокзальная.

Площадь разделена на три функционально-тематических блока:

Блок 1 — 0,60 Га Заглубленная автопарковка на 176 м.мест. На её крыше размещён скейтпарк и площадки для игр и активного отдыха;

Блок 2 — 0,36 Га Территория событий. Место проведения городских и районных. Мероприятий: День авиации, День знаний, Новый год, выставки;

Блок 3 — 0,46 Га Рекреационная зона. Современный сквер, озеленённое пространство для отдыха и проведения спокойного досуга.

Проект

В рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» наша команда продолжила работу над территорией, выполнив проектную документацию.

Соучаствующее проектирование

Для определения основных проблем, задач и функций территории, а также пожеланий жителей в рамках Урбан-форума 19.08.2020 была проведена дизайн-игра на платформе Zoom. По итогам дизайн-игры были получены эскизные схемы функционального зонирования от жителей и множество полезных комментариев, которые были высказаны во время работы с ментальными картами и при презентации проектов.

Также проводилось анкетирование жителей, в котором приняли участие 66 респондентов различных возрастных групп. По данным анкет были выявлены существующие проблемы и сформулированы пожелания по изменению территории.

Существует запрос на артикуляцию истории этого места в современном благоустройстве, также важно объединить два разрозненных сквера в один. Проектом предлагается сформировать единое общественное пространство, локальная идентичность которого построена на теме авиации.

В ходе проектирования были внесены изменения в транспортную схему территории, предложенная в концепте заглубленная автопарковка стала открытой.
Значительная часть событийных активностей была смещена на площадь между зданием бывшего Автовокзала и музеем игрушек и рукоделия, а на центральной аллее был спроектирован памятник героям Алсиба

Блок 1. Автопарковка

Открытая парковка на 52 машиноместа.

Блок 2. Территория событий

Центральная пешеходная аллея соориентирована на ось здания бывшего Аэровокзала. На этой оси предлагается разместить памятник героям Алсиба (так называлась воздушная трасса для перегонки самолетов «Аляска-Сибирь», действовавшая в годы Второй Мировой войны).

Блок 3. Рекреационная зона

Сквер включает в себя зоны тихого отдыха, активного отдыха, детскую площадку, а также экспозиционную зону с материалами, посвященными Алсибу. Металлические элементы скамеек напоминают крыло самолета. Детское игровое пространство также обращается к теме авиации.
Уже сейчас территория обладает довольно обильным и разнообразным озеленением, поэтому в проекте зеленые насаждения максимально сохраняются. Вдоль главной пешеходной аллеи высаживаются живые изгороди, подчеркивающие перспективу.

Площадь перед Музеем игрушек и рукоделия, который находится справа от здания бывшего Аэровокзала, летом является площадкой для ярмарки-выставки. Зимой же там устанавливается новогодняя ёлка и проходит выставка ледяных скульптур.

Летний и зимний сценарии пространства

Объект

1,63
площадь участка, га
1 400
площадь проездов и дорог, м²
6 026
площадь брусчатого покрытия, м²
350
площадь резиновых покрытий, м²
9 231
площадь озеленения, м²
26
малые архитектурные формы, шт
80
светильники, шт

Клиент

АНО РГП «Институт города»

Авторы

Архитекторы
Константин Исмагилов
Юлия Барсукова
Илья Ващенко
Игорь Кушнир

Проектирование

2019 — 2019

Строительство