Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Благоустройство улицы Красной Армии

Благоустройство территории исторического центра Красноярска в районе улицы Красной Армии

 

 

 

После того, как администрацией центрального района было принято решение о капитальном ремонте ул. Красной Армии и прилегающих к ней ул. Диктатуры Пролетариата, ул. Дзержинского, ул. Обороны и пер. Ряузовский, МКУ УДИБ обратились в институт «Гражданпроект» за разработкой проектно-сметной документации. Нам же было предложено найти архитектурный облик данного пространства, являющегося частью исторического центра Красноярска.

 

Уже проведенная нами ранее исследовательская работа по стратегии развития Исторического центра города Красноярска положила начало осмыслению данного пространства. Главной задачей при создании детализированной концепции стояло создание комфортной, безопасной, безбарьерной и эстетически привлекательной пешеходной среды. Кроме того, как часть исторического центра города, улица Красной Армии должна следовать тем же принципам многофункциональности и многообразия.

01. Концепт-эскиз

На протяжении двух лет проектная мастерская совместно со студентами Института Архитектуры и Дизайна Сибирского Федерального Университета, в рамках студенческой практики отслеживали динамику изменений данной территории, оценивали ритм жизни, изучали нарративные, пространственные, транспортные, пешеходные, визуальные и функциональные связи.
Выявленные в результате продолжительного исследования проблемы позволили сформулировать ключевые цели проекта.

Проблемы

  • Излишне широкая и неструктурированная проезжая часть ул. Красной Армии провоцирует хаотичное паркование транспорта в несколько рядов. Чрезмерная свобода маневрирования приводит к аварийным ситуациям.
  • Пешеходные пространства решены по остаточному принципу, часто отсутствуют полностью.
  • Не организованы пешеходные переходы. Функционально необходимые пешеходные связи упираются в газоны, кустарники, ограждения и припаркованные автомобили.
  • Среда не отвечает принципам доступности.
  • Асфальтовое и брусчатое покрытие местами изношено, а газоны и зелень на некоторых участках находятся в деградирующем состоянии.
  • Уличная реклама и сети, проложенные воздушным путем создают визуальный мусор

Цели

  • Соблюдение баланса интересов всех групп граждан: водителей, транзитных пешеходов, отдыхающих, посетителей ритейла , стейкхолдеров и др .
  • Обеспечение безопасности пешеходного и автомобильного движения
  • Создание среды для благоприятного развития бизнеса
  • Организация доступной среды для маломобильных групп населения
  • Улучшение эстетических качеств среды
Существующее положение
 

Сокращение ширины проезжей части позволит снизить скорость автомобилей и создать полноценную пешеходную зону. Такое решение повысит пешеходный трафик улицы и экономику стрит-ритейлинга.

Обустройство приподнятых на пересечении ул. Красной Армии со второстепенными улицами пешеходных переходов, указывает на приоритет пешеходов перед автомобильным транспортом.

В местах интенсивного пешеходного движения предлагается размещать мобильное озеленение с отсутствием открытого грунта.

Однополосная и односторонняя ул. Дзержинского, с движением в сторону ул. Ленина, позволит создать общественное пространство со стороны школы, продлив тем самым пешеходную ось ул. Дзержинского и дополнив систему общественных пространств.

02. Проект

Проектно-сметная документация разрабатывалась совместно с АО Красноярскгражданпроект, где мы выступили в роли субподрядчика. В составе общей документации, нашей задачей стала разработка архитектурного облика городского пространства — проекта благоустройства, основанного на нашей концепции.

Более детальный подход обусловил формирование основных принципов проектирования. Все проектные решения были подчинены строго иерархическому следованию шести основным принципам. Эта система приоритетов приблизила нас к созданию комфортного, безопасного и эстетически привлекательного пространства.

Принципы проектирования

Генеральный план

Нормативная организация существующей стихийной парковки позволила отдать освободившееся пространство пешеходам. Строящаяся многоуровневая парковка у ТЦ Квант восполнит парковочные места.

Перекрестки ул. Красной Армии с улицами Декабристов, Горького и Диктатуры Пролетариата станут регулируемыми. На ул. Дзержинского схема движения транспорта изменена на одностороннее от ул. Красной Армии в сторону ул. Ленина, уменьшена ширина проезжей части. Освободившееся место позволило организовать линейное благоустроенное общественное пространство с местами для отдыха и высадки дополнительного озеленения. Такое решение позволяет поддержать пешеходную ось ул. Дзержинского.

Капитальный ремонт лестницы с ул. Обороны до ул. Ады Лебедевой позволил обустроить лестницу лотками водоотведения закрытого типа, аппарелями и поручнями со встроенной LED-подсветкой.

В проект также было заложено несколько идей, отразившихся в деталях. Так, например, теплые оттенки мощения в тон фасадов объединят пространство с окружающей застройкой и помогут сохранить уют и камерность улицы, а подобранный сортамент растений создаст новый ассоциативный облик. Все проезды во дворы в створе улицы замощены брусчаткой, что визуально объединяет пространство и подчеркивает пешеходный приоритет. Для безопасности на пересечениях транспортно-пешеходных потоков используются ограничительные столбики.

Благоустройство завершающего участка пешеходной оси ул. Дзержинского предполагает устройство общественного пространства со стороны школы. Вдоль тротуара размещены зоны отдыха с организованными торговыми прилавками и уличной мебелью, разделенные зелеными насаждениями. Основной транзитный тротуар с противоположной стороны улицы будет расширен.

В темное время суток светодиодные ленты в некоторых скамьях по ул. Дзержинского создадут интересные «световые маяки» округлой формы, болларды и светильники в мощении уменьшат «визуальный мусор», увеличат эстетические качества и восприятие городской среды.

Объект

Пешеходное пространство на ул. Дзержинского стало пользоваться популярностью у горожан еще в процессе реализации.

16.11.2022 – строительство практически завершено! Проект, конечно, претерпел изменения, но все важные – на наш взгляд – решения остались. Пространство стало дружелюбнее к пешеходам, появились места для отдыха горожан. Особое внимание было уделено безопасности и комфорту передвижения – организованные пешеходные переходы, удобные лестницы и спуски, болларды и колесоотбойники, система водоотведения.

 

Возросла и эстетика улиц. С помощью брусчатых покрытий нам удалось осуществить продольное зонирование. Убрать визуальный шум помогли реорганизация парковочных мест и подземная прокладка кабеля. Уже сейчас можно увидеть, как ожили улицы. Надеемся, что труды всех участников будут оценены по достоинству – объективно и реалистично. Мы, в свою очередь, выражаем благодарность всем причастным к реализации объекта организациям. Спасибо!

 
3,2
площадь участка, га
26 900
площадь твердых покрытий, м²
8 235
площадь асфальта, м²
18 665
площадь брусчатки, м²
47
площадь мягких покрытий, м²
3 032
площадь озеленения, м²
681
деревьев и кустарников, шт
168
парковочных мест, шт

Клиент

МКУ «УДИБ»

Авторы

Архитекторы:
Илья Ващенко
Константин Исмагилов
Ирина Кириенко
Игорь Кушнир
Юлия Борисова
Мария Золотухина
Татьяна Фидоренко
Александра Числавлева
Ксения Якименко

Проектирование

2021 — 2021

Строительство

06.2022 —