Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

ЭВРЗ

Комплексное развитие территории Электровагоноремонтного завода в Красноярске

Концепция комплексного развития территории Красноярского электровагоноремонтного завода разработана нами по собственной инициативе. Более 10 лет мы регулярно возвращаемся к размышлениям о будущем прирельсовых зон в Красноярске, ЭВРЗ – бесспорно самая ценная из них.

По состоянию на начало 2010-х годов потенциальное развитие производства на ЭВРЗ вступает в противоречие с его исторически ценной недвижимостью и территорией.

В рамках Красноярского экономического форума рассматривался вопрос о переносе производственных мощностей ЭВР3 за пределы исторического центра, включив в состав особой экономической зоны «Красноярская технологическая долина».

Мы считаем, что первым шагом к преобразованию исторической территории должен стать перенос ЭВРЗ на новую производственную площадку со строительством современных цехов, сохранением и преумножением трудового коллектива, истории и традиций… и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО можно приступать к Комплексному Развитию Территории.

Рассматриваемая территория, площадью около 45 га, расположена в западной части Исторического центра Красноярска. С запада она ограничена Транссибирской железнодорожной магистралью, с востока — улицами Маерчака и Профсоюзов. На севере к ней примыкает крупный транспортно-пересадочный узел «Путепровод» и проспект Свободный. На юге проходит автомобильный «Копыловский» мост и ещё южнее железнодорожный вокзал «Красноярск-главный».

В составе заводской недвижимости – 11 ценных зданий индустриальной архитектуры конца ХIX века – середины ХХ века, из них 3 имеют статус Объекта Культурного Наследия.


Наша цель: трансформация промышленной территории для новой жизни архитектурного наследия в Историческом центре Красноярска

«Территория ЭВРЗ привлекательна для всех категорий проектировщиков, историков и музейных работников. Это историческое место в центральной части Красноярска сохраняет уникальную промышленную застройку железнодорожных цехов и депо конца XIX — начала XХ вв. Территория ЭВРЗ имеет свой дух места (Genius Loci) и является свидетелем важных исторических событий нашей страны (постройка Транссиба, Первая русская революция 1905 г., Гражданская и Великая Отечественная война).

 

Как музейщик и хранитель истории Красноярского края считаю, что Проектная компания «А2» очень своевременно обратила внимание на это место. Полностью поддерживаю проектное предложение о проведении реновации территории предприятия и организации полноценного историко-культурного кластера, в который войдут частные и городские музеи, открытие фондохранилища и залы для выставочных проектов Красноярского краевого краеведческого музея. По соседству с учреждениями культуры появятся офисные здания и новый жилой микрорайон, а само предприятие будет перенесено в промзону.

В настоящее время как никогда актуально изучение и сохранение истории становления и развития Российского государства. Необходимо формировать в гражданском обществе любовь к истории и культуре нашей страны — это бесценно и заслуживает всемерной поддержки».

 

Директор КГАУК «Красноярский краевой краеведческий музей»
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Член президиума Союза музеев России

В.М. Ярошевская

01. История

В 1895 году в Красноярск пришла Транссибирская железнодорожная магистраль, которая стала стал мощным градоформирующим фактором, превратившим Красноярск из уездного города в губернский, а затем в столицу Красноярского края.

«Транссиб» стимулировал развитие ж/д инфраструктуры. Главные железнодорожные мастерские были сданы в эксплуатацию уже 24 июня 1898 года и числились номенклатурой Томской железной дороги. Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только города Красноярска, но и всей Енисейской губернии.

В 1932 году мастерские получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. В тридцатые годы прошлого столетия на предприятии велось большое строительство: новые цеха, котельная, заводоуправление, расширялась производственная номенклатура. Вплоть до Великой отечественной войны Красноярский ПВРЗ оставался самым крупным предприятием города.

Во время войны на заводе производилась военная продукция: минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек, было изготовлено пять бронепоездов. Одной из задач предприятия было формирование и отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения.

В 70-ые годы закончилась «паровозная эпоха» предприятия. 30 декабря 1971 года ушел из ремонта последний паровоз. В 1971 год завод получил название «Электровагоноремонтный», стал ремонтировать электропоезда переменного тока, цельнометаллические пассажирские вагоны, тяговые двигатели и колесные пары. На предприятии продолжалось капитальное строительство. Были сданы в эксплуатацию административный корпус кузнечно-механического цеха, участок обмывки вагонов.

Схема освоения территорий

Морфология рассматриваемой территории формировалась более 100 лет в процессе развития предприятия. Большая часть занята остатками индустриальной и жилой застройки Советского периода.

С 1990-х годов и по сей день идёт неспешная и некомплексная общественно-деловая застройка рядом с Путепроводом и вдоль улицы Маерчака.

Современное состояние территории

02. Концепт-эскиз

Опорный план

Генеральный план

Историко-культурный кластер

Одной из ключевых задач проекта является сохранение объектов культурного наследия, включение их в новый социально-хозяйственный оборот. Мы формируем историко-культурный кластер. Исходя из анализа исторических планов территории и морфологии застройки, к сохранению предложен целый ряд объектов, которые также могут представлять ценность. Предполагается их бережная реставрация, очищение фасадов от более поздних пристроек, приведение облика к их историческому состоянию. Освободившиеся пространства внутри построек отдаются под филиал Краеведческого музея, посвященный революционному движению в Красноярске, и музей железнодорожной техники с экспозицией под открытым небом.

Остальные площади в исторически ценных зданиях остаются под вспомогательные и административные функции: визит-центр, тематический ресторан, уличный кинотеатр, офисы музея и прочее.

На площади между исторической застройкой организуется конечный пункт остановки внутреннего трамвая (локальный аттракцион – «старый паровоз»), выполняющий техническую и развлекательную роль. Подобное наполнение позволит сделать территорию более привлекательной, актуальной для современного горожанина при сохранении общей тематики.

Квартал мастерских

Рядом с Историко-культурный кластером мы формируем Квартал мастерских. Его появление обусловлено возрастающим спросом на помещения для художников, скульпторов, мастеров уникальных изделий. Проектом предлагается сохранить и реставрировать здания, представляющие историко-культурную ценность. А для создания приватного внутреннего пространства территория достраивается в соответствии с общей морфологией и стилистикой сохраняемых объектов. Внутри расположится экспозиция с произведениями мастеров, которая может изменяться или дополняться в соответствии с выбранной тематикой.

Такой центр сможет объединить различных людей искусства и дать им возможность тесного сотрудничества в создании собственных проектов.

На основе квартала мастерских планируется к размещению Центр дополнительного образования (ЦДО). Он запроектирован в деревообрабатывающем цехе рядом с общеобразовательной школой. Это послужит дополнительным фактором привлечения резидентов и пользователей территории.

Завод креативных индустрий

Проектом предлагается приспособление существующего вагоноремонтного цеха под Центр Творческих Индустрий (ЦТИ), он же Завод креативных индустрий. Огромное производственное здание, построенное в середине XX века, реконструируется и вмещает в себя офисы, крупный выставочный комплекс, конференц-залы, магазины, а также мини-вокзал для местного паровоза-трамвая. Предлагается сохранить фасады в существующем виде, оконные проёмы привести к единообразию, а также сохранить большинство несущих конструкций. На уровне крыши через здание пройдёт эстакада, под которой не смогут размещаться капитальные сооружения, поэтому проектом реконструкции предлагается размещение там некапитальных конференц-залов.

Над землей, на уровне второго этажа, организованы переходы, связывающие все части здания, что дает беспрепятственный проезд пожарных машин и обслуживание опор эстакады. Высокие 12-метровые цеха предлагается разделить на 3 этажа. Офисы творческих мастерских предлагается размещать во всех зонах здания, имеющих естественное освещение на верхних этажах, а также вдоль всех фасадов с витражами. Для увеличения количества пространств с естественным светом части здания демонтируются, становясь озелененными двориками. На вторых этажах предполагается разместить строительные и мебельные магазины, на первых — заведения общественного питания.

Площадь Центра Современного Искусства

Здание ТЭЦ с дымовой трубой является знаковым объектом и привычным ориентиром в таунскейпе исторического Красноярска. Мы предлагаем постепенно вывести ТЭЦ и эксплуатации, как объект теплоснабжения, а здание реконструировать под Центр Современного Искусства (ЦСИ). Здесь могут расположиться мастерские-лаборатории всех видов визуального творчества, выставочно-экспозиционные площадки, а также необходимая инфраструктура. Синергия историко-культурного, музейного направления и актуальных художественных практик, сконцентрированных в новом центре общественной жизни, позволит аккумулировать творческие инициативы не только красноярцев на и гостей города.

Естественным дополнением Центра станет гостиница и расположенный рядом комплекс апартаментов, общей численностью 600 мест, с возможностью дальнейшего расширения. ЦСИ и гостиница формируют площадь, развёрнутую «лицом к городу». Площадь Современного искусства приглашает гостей. Здесь уличные выставки привлекают и развлекают, информируют и анонсируют, интригуют и провоцируют, а главное – вовлекают в творческую среду. Эта площадь – масштабная авансцена «Нового ЭВРЗ».

Средовые и инфраструктурные объекты

Территория завода полна многочисленных артефактов промышленного наследия. Общий тренд при реконструкции промышленных территорий- это сохранение духа места. Артефакты прошлого: рельсы, стрелки, компрессоры, технологические ёмкости и т.п. приспосабливаются под современные нужды и используются как малые архитектурные формы или экспонаты. По старым рельсам между северной и южной остановками ходит местный трамвай-чартер (локальный аттракцион – «старый паровоз»). Территория сохраняет уникальные черты, характерные именно для ЭВРЗ.

С целью обеспечения транспортной доступности внутри территории проектом предусматривается создание остановочного пункта на эстакаде рядом с ЦТИ. Для организации перехода трамвайные и автобусные остановки связаны лестнично-лифтовыми узлами.

Дополнительно запроектирована многоуровневая парковка вблизи Копыловского моста. Это освободит территорию от организации большого количества гостевых наземных парковочных мест и объединит их в одном сооружении. Высота парковки не превышает высоту моста, поэтому видовые характеристики историко-культурного кластера не нарушатся. Остальные парковочные места для гостей разместятся под мостом и вдоль улиц. Так территория будет обеспечена доступом всех видов транспорта, что сделает её доступнее и привлекательнее для посещения.

Деловой центр

Проектируемый деловой центр является частью предполагаемого транспортно-пересадочного узла «Путепровод» в общей системе Красноярской электрички. Важной задачей проекта стало закрепление градостроительной доминанты на проспекте Свободный с помощью здания повышенной этажности. При этом соблюдается Проект зон охраны, поскольку деловой центр располагается вне его действия.

Большая ёмкость и потенциальная востребованность здания вытекает из его близости к формируемому ТПУ и к предполагаемому микрорайону. Мы учли необходимость многофункциональности в связи с его расположением в плотной жилой застройке. Для общей связанности пешеходно-транспортной системы прилегающая к деловому центру территория дополнительно благоустраивается, образуются карманные парки и скверы.

Коммерческая площадь делового центра: 10 000 м2

Общеобразовательная школа

Современное социальное обслуживание- это ключ к полноценному функционированию микрорайона. Для этого проектом предлагается создание общеобразовательной школы на 1100 мест с углубленным изучением предметов некоторых предметов. Школа такой ёмкости позволит обеспечить расчётную потребность в качественном образовании не только жилых комплексов на территории ЭВР3, но также даст дополнительные 450 мест для школьников из прилегающих микрорайонов. Это обусловило индивидуальные особенности объёмно-планировочного решения. Главный школьный вестибюль пронизывает широкая аллея, которая приводит в школу из глубины жилой застройки, а также с внешней стороны нашего микрорайона, от остановки общественного транспорта на улице Маерчака.

Внутрирайонной бульвар, школьная аллея и скверы, прилегающие к территории школы, что обеспечивают безопасность передвижения детей, а также дает возможность проведения активного внеклассового досуга. Остальные образовательные функции расположены в Центре Дополнительного Образования.

Площадь территории школы: 2,3 Га.

Жилая застройка

В северной части территории проектом предлагается создание современного жилого микрорайона. Застройка среднеэтажными периметральными жилыми группами позволит создать приветное, прикрытое от улиц и транзитных путей дворовое пространство без необходимости ограждения забором. Для выстраивания цельно архитектурного образа застройки в отделке фасадов предлагается применять как основной материал кирпич. Разнообразия жилым домам добавят секции с псевдо-мансардными этажами, облицованные металлическими пластинами акцентных оттенков голубых, синих, коричневых цветов. Первые этажи зданий планируется сделать коммерческими: здесь разместятся заведения социально-бытового обслуживания, общественного питания, продуктовые магазины, аптеки, детские сады временного пребывания и прочее.

Все дворы жилых групп ориентированы на озелененные общественные пространства, тем самым повышая общий комфорт жильцов. Под жилыми дворами располагаются автопарковки для жильцов.

В формировании всей жилой и общественной застройки учитывается действующий Проект зон охраны объекта культурного наследия, который накладывает ограничение высоты зданий в 20 метров на большую часть территории электровагоноремонтного завода.

Рядом с Заводом креативных индустрий и гостиницей расположен комплекс апартаментов с арендным жильем для резидентов. Здесь используется идея приподнятого двора для организации на первом этаже коммерческих помещений и закрытой парковки. Для комфорта проживающих сверху создается двор без доступа автомобиля.

Площадь жилой застройки: 33700 м2

44,8
площадь проектирования, га
9,47
площадь территории жилой застройки, га
5,47
площадь территории рекреации, га
13,87
площадь историко-культурного ядра, га
1,42
площадь инженерно-транспортной инфраструктуры, га
9,85
площадь улично-дорожной сети, га
2,42
площадь территории общественной застройки, га
2,3
площадь территории объектов образования, га
116 600
общая площадь застройки, м²
34 300
общая площадь ценных исторических объектов, м²
145 000
общая площадь жилья, м²
4 800
общее количество жителей

Клиент

Частное лицо

Авторы

Архитекторы:
Юлия Барсукова
Екатерина Семченко
Илья Куклинский
Ольга Успенская

Награды

Проектирование

2023 — 2023

Строительство