Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Город и транспорт

Доклад «Градостроительная политика в решении транспортных проблем Красноярска» для дискуссионного клуба «Новый Красноярск»

Транспорт стал главной темой одного из заседании дискуссионного клуба «Новый Красноярск». Наша компания подготовила доклад о методах решения транспортных проблем города.

Концепт-эскиз

Транспортные проблемы Красноярска не уникальны, и город подвержен теми же тенденциями, что и остальной мир. Из них особо выделяются две градостроительные проблемы.

Проблема № 1 — расползание города

Расползание города приводит к удлинению коммуникаций и усилению маятниковых миграций . На строительство дорог нужно все больше и больше ресурсов. Транспортная инфраструктура начинает занимать все больший процент территории города. Усиление маятниковой миграций все больше загружает дороги в утренние и вечерние часы.

Картограмма Красноярска (слайд № 2), составленная на основе сведений действующего генерального плана города, демонстрирует дисбаланс в градостроительной политики касающейся перспективного развития внутренний и внешних районов города.

Расползание города, меры, стимулирующие расползание (градостроительная политика, направленная на освоение свободных площадок на периферии города и строительства там высокоемких жилых районов), способны свести на нет все усилия решить транспортную проблему Красноярска

Проблема № 2 — разрыв городской ткани

К чему приводит разрыв городской ткани? Кроме общих урбанистических процессов, ведущих к экономической и социальной сегрегации районов, с точки зрения транспорта, когда районы города плохо связанны друг с другом, возникают большие перепробеги. Иногда два района, находящиеся буквально в пешеходной доступности друг от друга, вынуждены сообщаться через третий район, причем с ограниченным количеством связей.

Существуют несколько самых крупных факторов, разрывающих городскую ткань Красноярска:

1. Река. Самый мощный.

2. ЖД. Транссибирская магистраль очень серьезно влияет на связанность и разделение районов города.

Как сегодня город справляется с ними? Через Енисей мы имеем всего 3 моста. Хорошо, что будет четвертый, но этого мало. Со связями через железнодорожные ситуация аналогична. Что бы добраться до ближайшего путепровода через железную дорогу нужно проехать или пройти много километров.

3Магистрали нерегулируемого движения. Красноярск не обладает внушительными скоростными магистралями, но многие хотели бы стремиться в этом направлении. А стремиться есть куда. Лос-Анджелес — это город, который всю вторую половину 20-го века планомерно строился как город, удобный для автомобилей. В результате строительства скоростных магистралей разрывы ткани города приняли чудовищные масштабы. Особенно страшно, когда магистраль проходит по застройке города. В этом году Лос-Анджелес занял первую строчку по самым длинным пробкам в Северной Америке.

Стратегия

1. Политика компактного города в противовес экспансии внешних территорий. Увеличение инвестиционной привлекательности внутренних территорий города; реконструкция районов, пришедших в упадок; не эффективно используемых пространств города. Развитие внутренних и периферийных территорий города должно быть сбалансировано. В том числе и по плотности населения. Приоритетно, меры должны быть направлены на постоянное внутреннее изменение, и решения внутренних проблем.

Расширение проезжей части, сокращение кол-ва светофоров приводит к возникновению новых разрывов городской ткани. В свою очередь, разрыв городской ткани вынуждает удлинять пути и перегружать отдельные магистрали.

2. Связанность городской ткани.

2.1.Река.

Больше мостов. 5-й мост — Стрелка-Затон. 6-й мост — мы предлагаем соединить «Коровий лог» с районом правого берега у «Каменного квартала». И 7-й мост, в самой отдаленной перспективе будет соединять пассажирский узел железнодорожного вокзала с микрорайоном «Пашенный».

Водный транспорт. Основная идея: использовать несколько типов речного транспорта, извлекая эффективность из каждого, и интегрировать его с наземными видами транспорта. Речное такси — малые суда — работают как поперечная короткая связь берегов, а вместительный речной трамвай — как продольная. Водный транспорт как шнуровка начнет связывать берега.

Связи по островам. Острова должны быть связаны с городом как минимум пешеходными и велосипедными маршрутами. Как максимум — экологичным общественным транспортом.

2.2. Новые путепроводы через железнодорожные пути.

Чем более густонаселенный район, тем больше связей там нужно. Автомобильных и пешеходных. Пешеходные путепроводы должны приобрести новое качество. Они должны стать более дружелюбными, комфортными в любое время года, днем и ночью, с доступом людей разной мобильности, велосипедистов. Некоторые из них могут даже превращаться в целые улицы, став частью городской среды.

3. Противостояние возникновению новых разрывов городской ткани.

Всего один пример. Когда построят 4-й транспортный мост, встанет вопрос куда перенаправить новый мощный поток городского трафика, при этом не создавая новых проблем.

Какие варианты обсуждаются сегодня? Магистраль по ул. Волочаевская до ул. Копылова, и по ул. Дубровинского вдоль набережной. Во-первых, в том и другом случае не понятно что дальше делать с этими потоками, без необходимости в новых капиталовложениях и реконструкции города. Во-вторых, магистраль на ул. Волочаевская создаст разрыв жилого района, а магистраль на ул. Дубровинского разъединит набережную и город.

Какая альтернатива? — Магистраль вдоль индустриальной зоны, выводящей трафик на уже существующие магистрали с аналогичной пропускной способностью. Это сохранение целостности существующей ткани и, соответственно, сохранение набережной.

К проектированию скоростных магистралей необходимо подходить ответственно, не нарушая целостную городскую среду.

Что бы магистраль непрерывного движения не стала причиной разрыва городской ткани, она: 1. не должна проходить по жилой территории, 2. не должна отделять жилые зоны от общественных пространств.

Клиент

Инициативный проект

Авторы

Архитекторы:
Николай Дядечкин
Антон Шаталов
Евгений Ковалёв
Специалист по транспорту:
Юрий Тарасов

Проектирование

2012 — 2012

Строительство