Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Конкурс «Театр оперы и балета»

Открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции реконструкции здания КГАУК Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

Реконструкция Театра оперы и балета — необходимая мера. При внешнем благополучии здания за много лет у него накопился ряд проблем, требующих современных инженерных и архитектурных решений. Также реконструкция позволит увеличить площадь театра с 13 до 20 тысяч кв. м. для творческих нужд учреждения.

Аркадий Зинов, Министр культуры Красноярского края​ Tweet

1 декабря 2022 года был объявлен открытый архитектурный конкурс на лучшую концепцию реконструкции здания театра и прилегающей территории. Конкурс проходил по инициативе Губернатора края Александра Усса и при поддержке компании «Норникель». Организатором конкурса выступила АНО РГП «Институт города». Партнёр конкурса Союз архитекторов России.

Наша компания совместно с московским коллегами МВ-Проект, имеющими богатый опыт проектирования театральных зданий, объединились в консорциум А2+МВП.

Представленный проект занял третье место, уступив проектам от ООО «Ваухаус» (г. Москва) и ООО Архитектурное бюро «Студия 44» (г. Санкт-Петербург)

Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского – ключевое здание на главной площади Красноярска. Театр оперы и балета – особая культурная институция, вместилище королевских видов искусства. Символическое для места значение имеет и расположенная напротив Театральной площади администрация города: появляется параллель между зданием городского управления и главным культурным зданием.

Сейчас территория рядом с театром активно развивается, вокруг растут новые объекты, тогда как театр теряет свое идеологическое значение в окружающем архитектурном ансамбле. Функциональная структура площади запутанна и неудобна. Пешеходные, сервисные потоки и движение транспорта выстроены нелогично. Они хаотично пересекаются, создавая неудобства и аварийные ситуации. Комплекс фонтанов физически изношен и морально устарел.

С помощью архитектурно-градостроительных решений необходимо организовать удобное и безопасное функциональное зонирование пространства, закрепить за площадью статус главного городского пространства, а театр оперы и балета сделать его художественной доминантой.

Кроме этого, театр нуждается в серьезной функциональной модернизации. Сегодня объекту не хватает площадей. Налицо дефицит пространств для персонала (гримерные, артистические, залы для репетиций и пр.). Площади помещений для посетителей недостаточны и не соответствуют современным тенденциям общественных интерьеров. Технологии производства, хранения и логистики декораций устарели. Театр также испытывает проблемы с парковочными местами. Представленная концепция призвана решить эти задачи путем оптимизации и реорганизации функциональной структуры, увеличением площадей здания и добавлением новых функций.

К 400-летнему юбилею Красноярска в 2028 году правительством Красноярского края запланировано комплексное преображение Театральной площади, которое должно решить ряд накопившихся проблем и сформировать современное пространство XXI века в историческом контексте города. Грядущие изменения должны включать в себя благоустройство, строительство новых объектов и реконструкцию существующих.

Основные задачи нашего проекта:
1. Завершить комплексное форматирование театральной площади, как в функциональном,
так и в образно-символическом аспекте.
2. Сделать здание театра доминантой, наравне
со зданием мэрии.
3. Максимально расширить функциональное,
а следовательно творческие и экономические
возможности театра.

01. Кухня

Ограничения и регламенты

002._Vidy_na_landshaft

Ограничения и регламенты мы сформировали уже в процессе разработки Мастер-плана Театральной площади в 2021 году. Участок театра полностью соответствует квартальной структуре Исторического центра Красноярска. Здание, построенное в 1978 году, было чётко вписано в квартал улиц Перенсона – Бограда – Урицкого. Надлежащие отступы позволяли обеспечивать традиционную «Красноярскую перспективу», сохраняя прозоры на ландшафтные богатства нашего города. Именно этим обусловлено наше нежелание расширять театр в стороны, перекрывая ценные виды на Николаевскую сопку.

Мы расширили здание на 6 метров вперёд, 6 метров назад и 6 метров вверх. При этом прозоры по улице Перенсона остались достаточными как на юг – на Енисей, так и на север – на Покровскую гору.

Решения по организации движение и благоустройству вокруг театра обусловлены функциональными требованиями, а также дополнительными элементами ансамбля.

Главный вход для зрителей и главный служебный входы остались на своих местах, а вот загрузку декораций мы перенесли на противоположную сторону – на улицу Бограда (самая короткая связь с театральными мастерскими). Там же находится загрузка пищеблока и технических деталей. Сейчас эта часть улицы прикрыта зданием Русгидро.

По северному фасаду, выходящему на улицу Урицкого, расположены входы в театральные кассы, ресторан и музей. Рядом – вход в детскую оперную студию.

Въезды – выезды в подземную парковку под площадью организованы только по улице Бограда. Улица Урицкого отдана пешеходам.

02. Концепт-эскиз

Подобно трем агрегатным состояниям вещества, объемы театра – это твердь мраморной глыбы пространства сцены, волны могучего Енисея в образе вестибюля
и воздух в силуэте парящей крыши-нимба. Нимб венчает главу театра, осеняя пространство площади.

Основной технологический объем здания – интроверт: процессы, происходящие внутри, сконцентрированы на самих себе. Этот мраморный куб отсылает зрителя к эстетике существующего здания театра, подчеркивая преемственность времени и культуры. Мы полагаем, что важные аутентичные, «намоленные» элементы и материалы старого здания могут найти своё место в новом. Согласно этому принципу, скульптурные группы с главного фасада переехали на новое место над служебным входом.

Объем главного вестибюля, напротив, — экстраверт. Он открыт площади, сквозь его волнистые стеклянные стены виден уютный и в то же время динамичный деревянный контур зрительного зала с каскадом балконов. Деревянная облицовка подчеркивает региональную особенность — мы в cтолице Енисейской Сибири. Перед главным входом стеклянные ленты фасада, словно занавес, приподнимаются перед зрителем, приглашая его внутрь.

24 300
общая площадь здания, м²
160 000
строительный объем, м
10
этажность
988
большой зал, зрительские места
300
малый зал, зрительские места
1 000
театр на крыше, зрительские места
300
ресторан, посадочные места

Клиент

Авторы

МВ-Проект:
Елена Андреева
Михаил Воронков
Дмитрий Куваев
Дмитрий Шурыгин
Олег Шурыгин
При участии АМТ-Групп:
Владимир Агафонов
Алексей Корендясов
Александр Малыгин

Награды

Проектирование

06.2023 — 2024

Строительство