Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Парк-музей освоения Севера

Концепция развития территории острова Молокова в Красноярске

Остров Молокова в Красноярске, когда-то известный как Телячий, был первой гидроавиабазой СССР и своеобразными «воротами Крайнего Севера». Он хранит в себе богатую историю полярной авиации и подвиги выдающихся лётчиков. Сегодня эта территория площадью 50 га заброшена и забыта, в то время как другие популярные места отдыха испытывают огромную нагрузку.

В рамках подготовки Красноярска к 400-летию, чтобы создать уникальную рекреационную зону и новый объект притяжения — культурно-просветительский центр, наша команда приступила к разработке концепции развития острова Молокова по заказу КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края».

Историческая справка

В 1930-х годах велось активное освоение Севера с целью изучения и использования его природных ресурсов. В 1931 году появилось Енисейское пароходство, а в 1932 году — Енисейские авиалинии. На острове Телячьем начали строить авиабазу для для самолетов, исследующих Север. Абаканская протока, идеальная для гидросамолётов, зимой использовалась для взлёта и посадки на лыжном шасси.

1 января 1934 года в Красноярске открылись самолето- и моторемонтные мастерские для подготовки самолётов к эксплуатации в северном климате. В марте 1935 года их перенесли на остров Телячий, где они были реорганизованы и стали известны как Красноярский авиаремонтный завод (КАРЗ). Остров переименовали в Молокова в честь лётчика Василия Молокова, получившего звание Героя Советского Союза за спасение экспедиции «Челюскина».

В 1935-1936 годах остров Молокова стал основной базой советской полярной авиации. Там готовились самолёты для рекордных перелётов 1930-х годов. Во время Великой Отечественной войны на острове Молокова разместились цеха эвакуированного авиазавода №477 и лётно-испытательная станция К.Б. Бериева. В 1942 году на острове организовали Центральную авиаремонтную базу.

Весной 1966 года остров затопило, и в 1974 году мастерские переехали в Советский район Красноярска. После появления Коммунального моста самолеты больше не могли садиться на воду, и главная функция острова стала отмирать, здания пришли в упадок. Сегодня руины используются для пейнтбола, а здание гидропорта принадлежит спортивному клубу.

В 2007 году компания GVA Sawyer планировала построить на острове Молокова деловой комплекс «Енисей Парк Сити», но проект заморозили. В 2018 году под кураторством Русского географического сообщества была разработана концепция парка-музея с самолётом С-47 «Дуглас», поднятым в 2017 году с Таймыра. Этот самолёт — уникальный артефакт, и единственный сохранившийся самолёт такого типа в Российской Федерации. Его история связана с военным временем и лётчиками-перегонщиками АЛСИБа, которые работали в экстремальных условиях, а также с пилотами мирного времени — первыми лётчиками Красноярского управления Гражданского воздушного флота.

Градостроительный анализ

Остров Молокова, находится в Центральном районе города на реке Енисей. С северной стороны от острова расположен исторический центр Красноярска, с северо-восточной — остров Татышева, с южной — микрорайон Южный Берег. Юго-западная часть острова соединена перешейком с островом Отдыха. Связь с городом осуществляется через остров Отдыха по Коммунальному мосту и через дамбу с юго-западной стороны острова Отдыха.

Здесь находится объект культурного наследия — Здание Гидропорта, построенное в 1930-х годах. Также на территории острова сохранились руины зданий ремонтных авиационных мастерских. 

Часть территории острова находится в зоне охраняемого природного ландшафта, что запрещает новое строительство и ведение хозяйственной деятельности.

Остров Молокова расположен «в самом сердце» города, откуда открываются виды на основные достопримечательности как левого, так и правого берегов. 

Живописные панорамы предопределяют появление видовых точек на берегах: рестораны, визит-центры, зоны для созерцания и эффектных фото.

Остров относится к отдельной территориальной зоне, созданной целенаправленно для строительства парка-музея. Изначальный проект планировки был создан ещё в 2014 году, позже доработан, и в 2022 году утвержден новый.

В главе представлен анализ действующих на момент разработки концепции развития градостроительных документов а также интернет-карт, отображающих перемещение людей для вычисления наиболее популярных пешеходных маршрутов.

На территории острова имеются две крупные неразмежеванные территории площадью 10 170 м2 и 72 000 м2. Также имеется случай незарегистрированной территории на которой находится зарегистрированный объект капитального строительства.

Большая часть участков принадлежит Красноярску и отдана под бессрочное пользование организациями.

Остров не пользуется популярностью среди жителей города. Однако некоторые местные объекты привлекают внимание, например, центр моторного спорта и пейнтбольный клуб «Сибирская дивизия». Северная часть острова популярна среди рыбаков, а южная часть, благодаря более тёплой воде, привлекает людей для катания на сапбордах, пикников и иногда используется как отстойник для кораблей.

Анализ карты из интернет-ресурса «Strava» указывает на популярность движения вдоль берегов острова Молокова. К восточной части острова стекаются как пешеходные так и автомобильные пути. Прослеживается яркий путь от Белых Рос, через остров Отдыха к острову Молокова. Активно используется водное пространство в южной части островов.

01. Концепция

Принципы проектирования

1.   Культурно-рекреационная направленность острова, как части сети общественных пространств Красноярска: зона продолжения городских событий и мероприятий право- и левобережной набережных, островов Отдыха и Татышева, музейного центра, филармонии, центральных площадей и пр.

2.   Подключение к существующей сети туристических и рекреационных маршрутов: пешеходная доступность жилых районов до «зеленых легких» города. Укрепление, благоустройство и создание связей.

3.   Аналитика предложений прошлых лет и их критическая оценка, разработка единой стратегии развития острова.

4.   Усиление зеленого каркаса города. Создание устойчивых экологических связей с островом Отдыха, набережными, сквером Панюковка.

5.   Двоякость акцентов «с» и «на» окружающие панорамы и ландшафт. Размещение выразительных архитектурных доминант — смотровых площадок — в видовых точках острова, как для восприятия города с них, так и для их восприятия с Коммунального моста, острова Татышева и набережных города.

6.   Самодостаточность отдельных элементов дорожно-тропиночной сети: закольцованные пешеходные пути, беговые дорожки и вело-ролерные маршруты.

Схема развития территории

Наиболее урбанизированной частью острова Молокова является музейный комплекс, который включает в себя музей освоения Севера и полярной авиации, павильон «Российские экологические технологии», павильон с самолётом «Дуглас», направленным носом на север — в сторону, которая сделала его знаменитым. При музейном комплексе предусмотрена парковочная зона.

На мысу острова, в здании Гидропорта, посетителей встретит продолжение музейной экспозиции. На мысу острова предлагается разместить визит-центр со смотровой площадкой, поскольку с высокого берега открывается прекрасный вид на правый и левый берега города, а также на остров Татышева.

С юго-восточной стороны берега острова расположен «музей на воде», экспонирующий разнообразие гидроавиации и флота.

Рядом с музейным комплексом находится закрытая территория гостиничного комплекса с барнхаусами. Рядом с территорией гостиничного комплекса, на северном берегу острова, предлагается разместить ресторан с панорамными окнами, открывающими вид на исторический центр Красноярска, а также павильон с самолётом «Дуглас», вынесенный в воду.

Для обеспечения ещё одной точки входа на остров предлагается проложить пешеходный мост со стороны Южного Берега, который будет соединяться с улицей Парусная. Жители этого микрорайона не имеют в шаговой доступности крупной рекреационной зоны. С появлением пешеходного моста спортсмены, отдыхающие и другие смогут посещать остров Молокова и увеличить его проходимость. Рядом с мостом, со стороны пляжной зоны, планируется разместить небольшой информационный павильон, который также визуально разделит территорию берега на пляжную и музейную части.

Маршруты

Для создания единой системы пешеходных связей был разработан кольцевой маршрут, охватывающий периметр островов.

Пешеходные маршруты составлялись согласно существующим «вытоптанным дорожкам». Прогулочные маршруты включают кольцевой путь по побережью острова. К нему примыкают второстепенные тропы, которые пронизывают остров и соединяют между собой все виды дорог. Музейная тропа также пешеходная отличается от прогулочной тем, что к ней подключены музейные экспонаты, интерактивные элементы, которые делают пешеходную дорожку частью музея.

Суммарная протяженность вело-пешеходных маршрутов острова Молокова составляет около 10 км / 2 часов.

Также для обслуживания объектов, размещенных на острове, предусмотрен автомобильный проезд. Использование данного проезда разрешено только спецтехнике, поэтому его также можно использовать как часть пешеходной сети острова.

Основными «точками подключений» к островам являются дамба у Белых Рос, Коммунальный мост, а также потенциально проектируемый мост с Южного берега, который сможет обеспечить жителей микрорайона крупным прогулочным пространством, которого сейчас у них нет.

47,8
площадь территории проектирования, га
1,0
территория Музея освоения Севера с павильоном Дуглас, га
550
протяженность береговой линии Музея на воде, м
10 000
протяженность вело-пешеходных маршрутов, м

Клиент

КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края»

Авторы

Архитекторы:
Юрий Годовников
Мирослав Дымель

Проектирование

2024 — 2025

Строительство