Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Транспортно-пересадочный узел «Северный»

Транспортно-пересадочный узел «Северный» в структуре пояса городских центров Красноярска

Рациональное использование городских территорий и обеспечение удобных связей между ними – актуальная задача для любого мегаполиса, в том числе и Красноярска.

С начала 90-х годов экономическое развитие, рост населения и повышение уровня автомобилизации влияет развитие планировочной структуры: площадь городских территорий увеличивается, пригороды разрастаются.

Увеличения площади города и плотности трафика происходят без должного развития транспортных систем. Мы два десятилетия пытаемся решить эти проблемы только расширением дорог и строительством развязок. Что, в свою очередь, стимулирует горожан приобретать еще больше личных авто, тем самым усугубляя транспортную ситуацию и экологическое состояние города.

Всё громче звучат голоса, призывающие сбалансировать рост автомобилизации с развитием общественного транспорта, безмоторного и пешеходного движения. Красноярск вплотную подошел к необходимости реализации транспортно-ориентированного развития (ТОР).

Концепция ТОР стала итогом полувекового опыта обустройства урбанизированных территорий с их переориентацией на системы общественного транспорта. Базовые градостроительные принципы ТОР: увеличение плотности застройки, функциональное разнообразие, ориентация планировочной структуры на остановочные пункты общественного транспорта, пешеходная доступность между остановочным пунктом и местами притяжения людей.

Для повышения качества и привлекательности, общественный транспорт Красноярска должен преобразоваться во взаимосвязанную систему различных видов транспорта. Особая роль отводится городскому и пригородному рельсовому транспорту,а основными системообразующими элементами являются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

В развитой системе железнодорожных путей Красноярска есть кольцо с замкнутым контуром, внутри которого находится 28,4% городской территории.

Этим ресурсом было решено воспользоваться на благо города — в январе 2012 года запущен проект «Городская электричка» (АО «Краспригород»), как дополнительный вид транспорта, предоставляющий быструю связь крупных жилых массивов, мест деловой активности и рекреационных зон. В качестве остановочных пунктов используются станции и платформы пригородного сообщения. Эти пункты должны преобразовываться в ТПУ разного уровня (районного, городского, агломерационного, междугороднего). Затем зоны ТПУ будут дополняться МФЦ — многофункциональными центрами (новая индустрия, бизнес, сервис, торговля, культура, развлечение, спорт, досуг и т.п.). Высокая транспортная обеспеченность придаст этим зонам импульс опережающего развития, увеличивая капитализацию смежных селитебных территорий. Со временем контур «Городской электрички» превратится в «Пояс городских центров Красноярска».

Концепт-эскиз

Порядок формирования и этапы работы по созданию транспортно-пересадочного узла «Северный» в составе многофункционального общественно-делового центра в Советском районе Красноярска мы разрабатывали совместно со специалистами компании GVA Sawyer (Москва).

«Северный» рассматривается как ТПУ регионального значения, так как в его состав должен войти главный автовокзал Красноярска, связывающий столицу края с соседними регионами и государствами (Казахстан, Узбекистан, Киргизия…).

Местоположение будущего автовокзала на данной территории закреплено в действующих документах градорегулирования (Генеральный план, Правила землепользования и застройки).

Пересечение контура «Городской электрички» и Северного шоссе с главной меридиональной осью Красноярска (проспект Авиаторов – Октябрьский мост – улица Мичурина) создают предпосылки не только для мультимодального ТПУ, но и для создания здесь мощного общественно-делового кластера. Он стимулирует ускоренную конверсию северной промзоны в полосу браунфилдов и новых современных производств

Крупные жилые районы — Солнечный и Северный, активно развивающиеся — Взлётка и Преображенский, перспективный — Солонцы-2, способны обеспечить его клиентурой и рабочей силой. Здесь также могут обслуживаться иногородние посетители краевых медицинских учреждений (кардио и онко- центры, Краевая клиническая больница).

Формирование северного градостроительного узла — шаг в главном направлении развития Красноярска и агломерации

Клиент

Инициативный проект

Авторы

Архитекторы
Анастасия Суманова
Николай Дядечкин

Проектирование

2018 — 2018

Строительство