Красноярск, 660028,

пр. Свободный, 59а,

офис 409 (4 этаж)

Конкурс «Театральная площадь»

Конкурс на градостроительную концепцию пространственного развития фрагмента застройки Исторического центра Красноярска

С 4 февраля по 15 апреля 2020 года проходил конкурс на градостроительную концепцию главной площади Красноярска и прилегающей территории.
К участию в конкурсе были допущены 6 проектных команд.

Для нас это уже второе обращение к левобережной предмостной территории Исторического центра Красноярска, впервые мы высказывались на эту тему в 2012 году Театральная площадь

Наша цель: выявление, усиление и архитектурно-пространственное закрепление статуса главной площади Красноярска — столицы «Енисейской Сибири»

Концепт-эскиз

Енисейский каскад — главная символическая ось площади

Новый фонтан напротив главного входа в оперный театр открывает символический ”путь вод”. Продолжает его каскадный фонтан ”Реки сибири”. Сухой фонтан подхватывает движение. Путь “обтекает” памятник А.П.Чехову и устремляется вниз к Енисею, где продолжается каскад фонтанов на террасах набережной. Кульминация – водопад! Воды притоков, пройдя свой символический путь сливаются с Енисеем.

Общепринято, что в Енисей впадает более 500 сравнительно больших рек общей протяжённостью более 300 тысяч километров. Фонтан ”Реки Сибири” показывает Енисей и семь его притоков. “Енисейский каскад” должен отразить максимальное число притоков Енисея. Это могут быть скульптурные изображения наиболее крупных: Абакан, Кан, Сым, Турухан, Бузим, Кемь, Сисим, Оя, Курейка… Остальные притоки могут быть увековечены в чугунных или бронзовых плитах, которыми будет вымощен ”путь вод”.

Необходимо выявить уникальную историческую ценность ландшафта, усилить террасный характер площади, связав её с террасами набережной.

Основные задачи:

Ансамбль — завершение формирования архитектурного ансамбля, от юбилея — 350 к юбилею — 400

Белая площадь Продолжить генетический архитектурный код, заложенный Арэгом Саркисовичем и его соратниками.Вернуть их зданиям авторское цветовое решение. Все новые здания фланкирующие площадь должны быть общественными и белыми.

Музей Необходимо “связать” Краеведческий музей с площадью. В петле въезда на Коммунальный мост построить ему новое здание музея, соединив оба корпуса подземным переходом. Новое здание согласуется по высоте с историческим зданием архитектора Л.А.Чернышёва — объектом культурного наследия регионального значения. Здание решается как гео-пластическая форма, максимально тактичная по отношению к историко-архитектурному и ландшафтному контексту. Его масштабная, озеленённая, эксплуатируемая эко-кровля, площадью 4 250 м2. является частью прогулочного пространства площади.

Преобразованное здание ресторана ”Фон Барон” фиксирует диагональный путь в музей со стороны оперного театра, ресторан продолжает функционировать в новой архитектурной форме. Музей имеет подземную парковку на 100 машино-мест.

Гостиница Фланкировать площадь по улице Перенсона зданием гостиницы. Новое здание не превышает основной объём оперного театра. Объект разделен на два жилых блока, расположенных на общем стилобате. Это позволяет его зрительно облегчить, дав просвет между площадью и улицей. Миссия здания — функциональное наполнение и пространственное закрепление фронта улицы Перенсона и двух перекрёстков: с улицами Дубровинского и Бограда. Кафе, рестораны, предприятия торговли и сервиса, расположенные в двух этажах стилобатной части, обращены как на площадь, так и на прилегающие улицы. Гостиница имеет подземную парковку на 100 м.мест.

Вопрос: Почему именно гостиница, которых на площади уже три, а не офисный центр, например?

Ответ: Потому, что:
во-первых, гостиничные кластеры в лучших местах городов – проверенная временем урбанистическая практика, которая экономически работает правильно;

во-вторых, гостиница никогда не спит и не закрывается в выходные – это стимулирует культурную, социальную и коммерческую активность общественного пространства ;

в-третьих, гостиница минимально генерирует трафик личного автотранспорта и требует минимум длительных парковочных мест, а офисный центр – наоборот .

Транспорт–развитие транспортно-пересадочного узла, оптимизация дорожной сети

Метро Станция метро с удобными выходами на перекрёстке улиц К.Маркса и Вейнбаума для пересадки на наземный транспорт усилит роль площади, как главного транспортно-пересадочного узла в Историческом центре Красноярска. Остановку автобусов, идущих с правого берега, перенести ближе к улице К.Маркса.Оптимизация профили прилегающих улиц и другие остановки общественного транспорта;

Пристань Обустройство пристани внутригородского речного транспорта в створе улицы Перенсона усилит притягательность и востребованность пересадочного узла, как для красноярцев, так и для гостей города;

Переход Организация широкого пешеходного каскада под проезжей частью пространственно объединит площадь и набережную. Пропускная способность улицы Дубровинского увеличится;

Парковки Формируем систему рассредоточенных подземных парковок. Под новым корпусом музея – 100 м.мест, въезд с улицы Дуровинского. Под новой гостиницей – 100 м.мест, въезд с улицы Перенсона. Во дворе гостиницы ”Красноярск”– 100 м.мест, въезд с улицы Вейнбаума. На площади перед
б-ц”Европа”– 200 м.мест, въезд с улицы К.Маркса. Под площадью передгостиницей ”Красноярск” и оперным театром – 400 м.мест, въезд с улицы Перенсона. С учётом уже имеющихся подземных парковок, общая ёмкость составит более 1000 м.мест;

Форум – завершение формирования главного городского общественного пространства.

Территория событий Трансформация разрозненных площадок в масштабное, связанное пространство “без-авто”, позволяет не только в 4 раза увеличить площадь пешеходной зоны, но и реализовывать культурные, спортивные, социальные, коммерческие и праздничные мероприятия иного масштаба и качества…включая общероссийские и международные.

Пешеходное пространство Закрыть для автомобилей улицы Бограда и Урицкого вдоль площади.Создать масштабное безбарьерное пешеходное пространство от улицы К.Маркса до Дубровинского и от Перенсона до Вейнбаума, общей площадью 95 тыс. м2, вместо нескольких разрозненных площадок;

Террасы Усилить террасный характер площади, связав её с террасной набережной. Выявить уникальную историческую ценность ландшафта;

Пути Создать важные безбарьерные пешеходные пути от оперного театра: непрерывный каскад на набережную под улицей Дубровинского и диагональный путь к историческому зданию музея через пешеходный мост и кровлю нового корпуса музея. Улучшить пешеходные связи площади с прилегающими улицами, ликвидировать исторически сложившиеся пешеходные барьеры;

Благоустройство Качественно улучшить все составляющие среды: малые архитектурные формы, освещение, покрытия и т.п. Увеличить количество и повысить качество зеленых насаждений;

18,3
площадь проектирования, га
2,9
площадь застройки, га
3,1
площадь озеленения, га
8,6
площадь благоустройства, га
3,7
площадь улично-дорожной сети, га
1000
парковочных мест, шт

Клиент

Акционерное Общество «Исторический квартал» — организатор

Авторы

Архитекторы:
Илья Ващенко
Мария Золотухина
Антон Карасов
Игорь Кушнир
Видеомастеринг:
Илья Ващенко

Награды

Проектирование

2020 — 2020

Строительство