Уяр. Благоустройство улиц
Агропромышленность — одна из наиболее развивающихся отраслей Красноярского края. Уярский район, в свою очередь, является частью образовательно-производственного кластера, точкой роста сельскохозяйственной отрасли восточной части региона.
Сегодня Уярский сельскохозяйственный техникум переживает комплексную модернизацию инфраструктуры и материально-технического обеспечения. Становится центром практической подготовки обучающихся в соответствии с международными профессиональными стандартами и передовыми технологиями.
Однако состояние общественных пространств, прилегающих к территории техникума, не соответствует требованиям комфортной городской среды и статусу передового научно-образовательного центра.
В рамках развития сельскохозяйственного техникума в 2020 году нами был подготовлен эскизный проект Многофункционального центра подготовки кадров АПК. В этом году по заказу АНО РГП «Институт города» наша команда разработала концепцию благоустройства общественных пространств общей площадью 6.92 га, прилегающих к территории КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум».
Концепт-эскиз
Рассматриваемая территория расположена в Уярском районе на юге Красноярского края. Город Уяр, административный центр района, находится на расстоянии 131 км к востоку от Красноярска по Транссибирской железнодорожной магистрали. Уяр занимает выгодное транспортное положение: к городу подходит 56-километровая железнодорожная ветка ст. Саянская — ст. Уяр, соединяющая Южносибирскую и Транссибирскую магистрали. Ветка завершает железнодорожное кольцо юга края Уяр — Красноярск — Ачинск — Абакан — Саянская — Уяр, объединяющая в единое целое наиболее развитую южную часть края.
Севернее населённого пункта проходит автотрасса федерального значения, которую пересекает Транссибирский нефтепровод. Тракт фокусирует автосвязи крупного сельскохозяйственного района.
При анализе территории было выявлено отсутствие единой организации уличного пространства, а именно:
- Не организована пешеходная инфраструктура.
- Не организована автомобильная инфраструктура в части размещения парковочных зон.
- Не организованы остановки общественного транспорта.
- Отсутствуют общественные пространства при наличии свободных территорий для освоения.
- Отсутствуют малые архитектурные формы в общественной зоне.
- Отсутствуют единообразные решения по хранению твёрдых бытовых отходов
в жилой зоне. - Озеленение представлено в виде стихийных зарослей.
- Отсутствует единое стилистическое решение фасадов жилых и общественных зданий.
Проектом предусмотрены:
- Организация удобной и безопасной пешеходной инфраструктуры.
- Реконструкция дорожного полотна, а также выделение парковочных зон для посетителей объектов притяжения.
- Организация остановок общественного транспорта для комфортного
и безопасного ожидания. - Организация общественных пространств для тихого и активного отдыха.
- Подбор и расстановка малых архитектурных форм в т.ч. разработка вариантов въездной стелы техникума.
- Разработка единообразного решения по хранению твёрдых бытовых отходов
в жилой зоне с целью улучшения визуальных качеств среды. - Формирование рекомендаций по оформлению фасадов жилых и общественных объектов, а также содержанию прилегающих к ним территорий.
- Организация системы озеленения, которая будет выполнять функцию пыле-
и шумозащиты, а также улучшать визуальные качества среды.
Преобразование территории проектирования развивается в нескольких направлениях: формирование единого створа улицы, благоустройство придомовой территории, организация остановок общественного транспорта и автомобильных парковок, преобразование общественных территорий у объектов притяжения. В проектных решениях учитывается окружающая улицу застройка и принцип безбарьерной пешеходной среды.
Вдоль проезжей части ул. Красных Партизан устраиваются два кармана параллельной парковки. На каждые 2-3 домовладения устанавливается контейнерный шкаф для хранения твёрдых бытовых отходов. На примыкании ул. Трактовая к ул. Красных Партизан устанавливается въездная стела «Уярский». На территории, примыкающей к продуктовому магазину, организуется зона уличного питания со скамьями, столами и цветниками.
У КПП №1 предлагается разместить плоскостную парковку на 65 машиномест. С целью улучшения визуального восприятия обширной парковочной зоны, места для стоянки сгруппированы по 5 и разделены участками озеленения. Транзитный путь, ведущий к КПП №1, представлен в виде аллеи, вдоль которой высажены декоративные растения установлены осветительные опоры с гирляндами. По проекту к транзитному пути примыкает зона тихого отдыха, оборудованная скамьями-габионами, навесами с местами для сидений и качелями. Аллея заканчивается накопителем перед входом в КПП №1, где установлена кинетическая скульптура «ДНК», отражающая одно из направлений деятельности техникума.
У подъезда к КПП №2 запроектированы парковочные места на 40 машиномест. Места для паркования также сгруппированы по 5 и разделены участками озеленения. Кроме того, предусмотрено 9 парковочных мест у детского сада. С целью минимизировать негативное влияние на визуальные качества среды, вдоль ограждений производственно-складских комплексов высаживаются декоративные типы деревьев и кустарников.
Также проектом предлагается провести пешеходный транзит от остановки «АЗС» и спортивной и детской площадок к КПП №1 техникума. Так как на территории уже имеются зеленые насаждения, необходимо провести работы по их обновлению и санации. Вдоль пешеходного транзита для улучшения визуально-эстетических качеств высажены декоративные кустарники. На протяжении пешеходной аллеи расположены площадки для тихого и активного отдыха. Теневые навесы, выполненные из металла, равномерно размещены вдоль пути.
На всей территории устанавливаются новые опоры освещения, а на остановках общественного транспорта — унифицированные остановочные павильоны. Разделение пешеходных и транспортных потоков подчёркнуто мощением и защитным озеленением и выполнено с учётом необходимых транзитных путей до главных объектов притяжения. В местах пересечения пешеходных транзитов с проезжей частью организованы пешеходные переходы.
Преимущественно улицы сформированы индивидуальной жилой застройкой
и границей территории техникума. На них присутствует активное транзитное движение (ввиду наличия техникума как крупного объекта притяжения), поэтому неотъемлемой зоной в проектном створе улицы является полоса защитного озеленения, необходимого как для пыле- и шумозащиты, так и для создания визуального барьера между пешеходной и транспортной зонами.
Несмотря на то, что ширина улиц варьируется от 24 до 36 метров неизменными остаются наличие проезжей части, обочины, полосы защитного озеленения а также пешеходного транзита. Ширина меняется у зон озеленения, палисадников, у объектов притяжения встраиваются парковочные места.
В рамках концепции также были предложены 4 варианта въездной стелы для сельскохозяйственного техникума, которая должна стать пространственным ориентиром и отразить стиль и инновационность развивающегося образовательного учреждения.
Элементы покрытий и освещения
Элементы озеленения
Для дорожного полотна проектом предусмотрено асфальтовое покрытие. Проезды к индивидуальным жилым домам выполняются из щебня. Брусчатка на пешеходном транзите представлена в двух цветах, чтобы подчеркнуть транзитные направления. На местах пересечения транзитного пешеходного путей с проездом к воротам жилых домов предлагается использовать дорожную бетонную плиту для создания безбарьерного перемещения для маломобильных групп населения.
Защитное озеленение позволит оградить пешеходов от грязи и шума с проезжей части. При озеленении общественных пространств использованы декоративные типы растений. Озеленение между группами парковочных мест применяется для естественной мимикрии крупной зоны плоскостных парковок. Озеленение свободной придомовой зоны жители могут развивать самостоятельно для повышения их вовлеченности в улучшение качества городской среды. Существующее растения сохраняются, производится их подрезка, очистка от зарослей и выкорчевывание погибших деревьев и кустарников.
Дополнительно была проанализирована существующая ситуация в части оформления фасадов зданий, содержания прифасадной зоны и выработаны общие рекомендации по приведению их состояния в соответствие с регламентами.