На депрессивной улице Калинина может возникнуть экспозиционный комплекс «Музей сотворения мира». Есть концепция, площадка, создан проект. Об идее музея рассказывают директор Красноярского краеведческого музея Валентина Ярошевская, музейный проектировщик Сергей Ковалевский, архитектор Борис Шаталов.

Сейчас в районе предполагаемого Музея – по ул. Калинина, 56 — размещены унылые склады и невзрачные постройки, нет жилых домов, почти окраина. Гулять здесь не тянет. Но именно тут, по замыслу директора Красноярского краеведческого музея Валентины Ярошевской, и может встать уникальный музей — такой, каких в России еще не было. Заманчиво предположить, как все это будет. Толпы экскурсантов — горожан и туристов — заранее бронируют билеты, чтобы посетить потрясающую экспозицию. Музей включен в самые популярные экскурсионные маршруты… Если все пойдет, как задумано, через пару лет так может быть. Окраина города превращается в новый культурный центр. И это не мечты a-ля Нью-Васюки. Когда-то так все и устраивалось на окраине Бильбао — промышленного испанского городка, в котором теперь главная точка — это Музей Гуггенхайма (архитектор — Фрэнк Гери). Никому в голову не приходило ехать в Бильбао, пока в нем не появился замысел, превратившийся во всемирно известный музей. После его строительства в город ломанулась невиданная орда туристов, более миллиона в год. Промзоны стали переделывать в туристические кварталы. В результате Страна Басков ежегодно получает на 30 млн. евро больше, а экономика города улучшается небывалыми темпами. Лондонский район вокруг Галереи Тейт-Модерн был неприятным, захолустным местом, а сейчас, благодаря галерее все изменилось. Таких примеров масса: музей Киасма в Хельсинки, музей в Граце, Музей современного искусства в Цинциннати.

Разве наивно мечтать, что у нас в Красноярске может случиться что нибудь похожее? Можно ли говорить, что музей се годня — это не только очаг культуры, а еще бизнес-структура, которая может приносить миллионы?

— Сейчас музей не просто красивая игрушка, а и рычаг для строительства экономики, — говорит Валентина Ярошевская. — Музей тянет за собой развитие улиц, дорог, вокзалов, гостиниц, всей городской инфраструктуры. Идею Музея сотворения мира поддержали губернатор Хлопонин, председатель правительства Акбулатов, многие люди из властных эшелонов и бизнес-элиты. Важно учитывать и то, что одно из главных слагаемых для выигрышного дела — самобытная архитектура плюс грамотный контент. Не просто музей — серая коробка, а привлекательное пространственное решение музея-размышления. Для красноярского Музея сотворения мира уже создан проект, разработанный в архитектурной мастерской «А2».

Со-творение: мир творится постоянно

— Три года назад школьница из Санкт-Петербурга подала иск в суд против преподавания в школе теории эволюции Дарвина, – рассказывает Валентина Ярошевская. — Тогда это событие вызвало большой резонанс. Вокруг иска школьницы было много шума не только в России. На саммите «большой восьмерки» G8 в Санкт-Петербурге выяснилось, что в курсе дела был даже Джордж Буш. Он коротко обсудил иск с Тони Блэром во время перерыва, когда по ошибке забыли выключить микрофон, стоявший перед лидерами держав. Президент США сказал буквально следующее: «Я не знаю, что такое Дарвин, но считаю его теорию сомнительной».

Действительно, как возник мир? Какой теории следовать? И, по словам Ярошевской, так вот и появилась идея о создании музейной экспозиции, которая бы помогала в поисках: «Эти вопросы задаст себе каждый, кто посетит выставку. Цель будет достигнута, если посетитель выставки сможет пережить момент со-творения мира, почувствовать себя свидетелем того или иного процесса». В фонде краеведческого музея порядка 400 тысяч экспонатов, а выставлено только 10% из них. «У нас несколько филиалов — пароход «Святитель Николай», Литературный музей, Овсянка, музей Красикова, Юдинка. Каждый год делаем до 30 выставок — не уступаем в этом отношении другим музеям страны. Но, конечно, хочется большего, и такой проект, как Музей сотворения мира, отвечает самым острым вызовам современности».

В разработке концепции активное участие принял известный красноярский искусствовед и проектировщик-экспозиционер Сергей Ковалевский, заместитель директора Красноярского музейного центра (в соавторстве с дизайнером Вадимом Марьясовым):

— Предъявить осмысление происхождения мира – задача чрезвычайной трудности. С самого начала нам было понятно, что нельзя ограничиваться только научным и религиозно-мифологическим полярными подходами. Основываясь на понимании современного культурного контекста, мы пришли к выводу, что необходимо добавить аспекты философии и искусства. Эти четыре пути мироустройства и миропонимания заложили концептуальную структуру и конфигурацию экспозиции. Ключевые принципы проекта — множественность точек зрения, много мерность пространства, открытость структуры…

В самом названии музея заложены необъятные просторы для ассоциаций.

Вопросы происхождения мира в музее будут представлены с четырех точек зрения: религии, естествознания, философии и искусства.

Различные подходы описания создадут ощущение объемности и многогранности экспозиции.

Тема начала, происхождения мира, будучи предельной, ставит под сомнение исключительность одного — научного — подхода. В названии экспозиции сам язык чрезвычайно красноречив — в слове «сотворение» приставка «со-» указывает не только на важнейшее значение «совместности», сообщительности процесса миротворения, но и на то, что и наука, и миф, и философия, и искусство могут быть совместимы на музейной площадке.

— Такой подход не должен пугать и дезориентировать: именно в плюрализме возникает необходимое смысловое поле музейной экспозиции как пространства свободы интерпретаций и самоопределения, — уверен Ковалевский. — Ведущая интрига — путешествие к первоначалам мира. Освоение пути достижения истока это и есть процесс сотворения. Трассировка маршрутов по четырем коридорам — продольного и поперечного — предлагает модель множественного движения в непрерывно сотворяемом мире. Это различные по методологии процессы понимания-сотворения, на каждом из которых возникали и возникают особые картины мира. Путь веры, путь знания, путь мысли, путь чувства — силовые пространственные створы, интенсифицирующие восприятие.

От кунсткамеры – к интерактиву

«Скажите мне — я забуду, покажите мне — я запомню, вовлеките меня — и я пойму». Экспозиция устроена как будто по этой китайской поговорке таким замысловатым образом, что посетитель, проходя по четырем коридорам, формирует из представленных там фрагментов собственную картину сотворения мира. Экскурсант — сам творец и участник. Музей — это трансформер. Каждой категории публики он предлагает что-то свое.

— В идеале экскурсант, прошедший через предлагаемые лабиринты, может создать собственную идентичность, — говорит Ковалевский. — Картина мира должна быть в движении. Поэтому в экспозиции будут использованы современные интерактивные технологии.

Валентина Ярошевская: «Концепция нашего Музея сотворения мира стала победителем V Грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2008 года, проводимого Благотворительным фондом Потанина при поддержке Министерства культуры РФ. В музее любой желающий, например, сможет заглянуть в глазок микроскопа и понаблюдать за жизнью клеток; это же изображение будет проецироваться на большой экран. На экспозиции будут демонстрироваться различные познавательные, обучающие и анимационные фильмы, рассказывающие о разных аспектах мироздания. Можно будет надеть стерео-очки и поиграть в компьютерную игру, суть которой — выращивание из прилетевшей из космоса клетки живого существа. Таким образом, при помощи мультимедийных средств, подлинных предметов и самых разных артефактов создается атмосфера некого хаоса, загадки, тайны, погружающая посетителя в его личные переживания и размышления.

Мы хотим «взорвать» улицу Калинина

Конкурс на архитектурное проектирование музея выиграла мастерская «А2». Директор Борис Шаталов признается, что работа над проектом вдохновляла и обогащала:

— В концепции изложено много идей и сценариев движения экскурсий. Это задавало особую сложность и привлекательность в работе. Музей – это многофункциональный объект, и планировочное решение основывается на том, что будет пространство, объединяющее три зоны. Первая — основное здание, разработанное в границах землеотвода. Здесь – базовая часть экспозиции богатейших фондов из запасников краеведческого музея, а также места для проведения совещаний, презентаций, кафе. Далее – пешеходный мост через ул. Калинина с элементами экспозиционных функций, где можно размещать выставки картин, например. И третья часть — внутриквартальный околомузейный пассаж до береговой линии реки Бугач. Главное своеобразие — музей находится в гуще современного города. Это не академичная штука, музей внедрен в саму инфраструктуру жизни.

— В этом как раз одна из главных идей — мы хотим «взорвать» улицу Калинина, где нет ни одного социально-культурного учреждения, — добавляет Ярошевская. — А ведь согласно проекту Красноярской агломерации улица Калинина должна стать въездом в город из аэропорта. Музей может подтолкнуть к развитию эту депрессивную территорию. Она станет визуально выигрышными Западными воротами города, значит, там появится современная архитектура, и музей как раз к месту.

— Основу архитектурно-планировочного решения всего комплекса образует прием накрытия двух существующих строений (одноэтажного и трехэтажного) единым объемом — «теплым контуром», — продолжает Шаталов. — Тем самым здания становятся факторами интерьерного пространства. Экспозиция, по сути, не замкнутое хранилище экспонатов, а открытое пространство, в котором большое значение имеет длинный мост-переход через ул. Калинина. Проектом предусмотрено максимальное, в том числе за счет перепада планировочных отметок, разделение двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов. Входная посетительская зона ориентирована на ул. Калинина. Центральное место в композиции музея занимает атриум, в котором размещены основные площади выставочных залов. В помещениях будут расположены кабинеты для научно-исследовательской деятельности сотрудников и мастерские. В цокольной части — хранилища и инженерные помещения.

Для музейных фондов предусмотрены специально оборудованные хранилища, связанные с экспозиционными залами грузовым и пассажирским лифтами. Кроме специализированных хранилищ, запроектированы приемная экспонатов, изолятор и дезинфекционная камера. Рабочие помещения для сотрудников отдела фондов и для работы посетителей изолированы от хранилищ. Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального для каждого вида температурно-влажностного режима. Для консервации и реставрации экспонатов предусмотрены мастерские, изолированные от помещений музея. Основой показа являются подлин ные экспонаты, которые объединяются в тематические комплексы для раскрытия содержания. При проектировании зала преследовалась цель максимального сокращения оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции. Для удобства организации маршрута осмотра и создания дополнительных эмоциональных эффектов предлагается использовать эскалатор, соединяющий первый и четвертый посетительские уровни.

«Мягкая сила» культуры

По прогнозам Всемирной туристской организации, количество туристов в мире к 2020 году увеличится в 2,6 раза, а доходы от туризма — в 4,5 раза и достигнут 2 трлн. долларов. Число прибывающих туристов в России возрастет с 16 до 47 млн. человек, а доходы — с 7 млрд. долл. в 1998 г. до 37 млрд. в 2020г.

— Мы верим, что масштабные культурные проекты являются локомотивами для развития и улучшения социально-экономической ситуации, — говорит Ковалевский. — Нужно ясно понимать, что это – ключевой механизм развития постиндустриальной цивилизации. Идет конкуренция между странами и городами в создании комфортной среды для человека. И в жесткой борьбе побеждает тот, кто инвестирует в культуру, в человеческий капитал, в территорию, которая становится комфортной для творчества. Стереотипы подхода к взаимоотношениям экономики и культуры чаще всего связаны с тем, что преимущественно рассматривается острая на сегодняшний день проблема бюджетного финансирования сферы культуры. При этом все беды культуры прямолинейно сводятся к отсутствию финансов. Между тем в современном постиндустриальном мире все более активную роль играет вектор влияния культуры на развитие экономики. Именно культура стимулирует инновационные тенденции, без которых экономическое развитие территорий не может существовать. Уже не вызывает никаких дискуссий тот факт, что «очаги культуры» в современном обществе могут распространяться и на получение прямых экономических выгод.

С развитием культурной индустрии связано оживление не столько культурной жизни, сколько социально-экономического положения городов. Развитие секторов, связанных с культурой, оказывает влияние на привлечение капиталов и людских ресурсов к тем местам, которые становятся центрами нового и современного. Музеи и галереи напрямую влияют на формирование привлекательного инвестиционного облика и конкурентоспособности городов. К такому фактору развития необходимо отнестись со всей серьезностью и эффективно использовать потенциал индустрии туризма в Красноярске, создать благоприятные экономические условия для развития всех видов туризма. И Музей сотворения мира может стать одной из ключевых опорных точек въездного туризма наряду с другими экзотическими и уникальными плюсами. Обилие культурных очагов способствуют привлекательности и конкурентоспособности города, формированию их современного образа. Для того, чтобы конкурировать сейчас, городу нужно собрать все это вместе и красиво упаковать, а затем представить всему миру.

Если в условиях экономического кризиса руководители региона смогут принять осмысленное и прозорливое решение по-новому посмотреть на культурное продвижение Красноярска, в перспективе это будет идеальной моделью того, как политики, бизнесмены и деятели культуры приходят к взаимопониманию и начинают работать вместе. Репутация города вырастет многократно. При этом ни у кого не возникнет подозрений, что на культуре спекулировали, используя ее в политических целях. Музейный комплекс сотворения мира может стать одним из поразительных культурных пространств Красноярска.

И когда смотришь на прообраз экспозиции, когда думаешь о том, что может быть, то ясно ведь, что музей должен быть. Конечно, в громадье планов вносит свои поправки экономический кризис. Но пока отказываться никто не собирается. Авторы полны энтузиазма. А нужен ли будет руководителям города и края такой музей, станут ли они выделять на него средства и утверждать бюджет, начнут ли искать инвесторов и спонсоров, пока неизвестно.

Олег КЕЧИН