Музей «Сотворения мира»

Экспозиционный комплекс на базе фондохранилища Красноярского краевого краеведческого музея на улице Калинина в Красноярске.

ПроектКультура - досугОбразованиекомплексисследованиереконструкцияландшафту водымакетРЗТвидеомузейметаморфозы2008
Proektpredl 1bb

Заказчик – Красноярский Краеведческий музей предполагал расширить свои экспозиционные площади за счет реконструкции здания фондохранилища расположенного на улице Калинина, в депрессивной, постиндустриальной зоне Красноярска.


Экспозиционная концепция, разработанная Сергеем Ковалевским и Вадимом Марьясовым, даёт возможность выставить большую часть, до сих пор закрытых фондов, в новом формате - «Музей сотворения мира». Опираясь на работу авторов экспо-концепции, мы разработали музейный объект, как «точку роста», начальный элемент будущей джентрификации всего района.

Концепт-эскиз

Экспозиционная концепция.

Задача размещения интерактивной экспозиции в комплексе зданий фондохранилищ Красноярского краеведческого музея в силу исключительной неординарности и глобальности генеральной темы обязывает к проявлению инновационного подхода и одновременно широкой эрудиции, как в истории вопроса, так и современном состоянии.

Тема начала, происхождения мира, будучи предельной, проблематизирует исчерпываемость одним лишь научным подходом.

Множественность методологий понимания мира не должна пугать и дезориентировать — именно в плюрализме подходов возникает необходимое смысловое поле музейной экспозиции как пространства свободы интерпретаций и самоопределения.

В случае названия экспозиции сам язык чрезвычайно красноречив — в русском слове «сотворение» приставка «со-» указывает не только на важнейшее значение «совместности», сообщительности процесса миротворения, но и на то, что и наука, и миф, и философия, и искусство могут быть совместимы на музейной площадке.

1. Миро-здание.

Основу уникальности архитектурно-планировочного решения нового комплекса образует прием накрытия двух существующих строений (одноэтажного и трехэтажного) единым объемом — «теплым контуром». Тем самым здания становятся факторами интерьерного пространства. При этом их кровельные конструкции демонтируются и освобождаются дополнительные уровни для общественного функционирования.

2. Создание горизонта.

Самым простым и эффективным планировочным решением является монтаж над двором между двумя хранилищами независимой (по опорам) платформы. Она задает горизонт и основание для процесса со-творения. Платформа является средством объединения музейных процессов хранения и экспонирования — как планировочного, так и смыслового. Реагируя на условия рельефа и планировочные ограничения, платформа расслаивается на четыре яруса.

3. Хранилище истоков.

Генеральная метафора зоны «Цимцум» — «первовещь», которая хранится в специальном футляре. Волнующая непроницаемость коробки, шкатулки с секретом уравнивается с многозначностью такой био-капсулы как яйцо. В концептуальном первичном контейнере синтезируется естественное и искусственное начала как парафраз двух «полюсов» хранимого — частиц природы и следов материальной культуры. «Квадратное яйцо» цепочками общепонятных ассоциаций (Мировое Яйцо, ящик Пандоры, сундук с сокровищами, сундук Кощея, шкаф в Нарнию, Черный ящик) подключается к многозначным символическим контекстам. Тематизация «первоначал мира» может быть скомпилирована из библейского предания о семи днях творения, учений о стихиях различных мифологий и центральных тем современной мысли.

1. Космос (время) (число)
2. Земля
3. Вода
4. Огонь
5. Воздух
6. Живое вещество растений
7. Живое вещество животных
8. Душа (тело)
9. Язык (текст)

При известной произвольности этот ряд позволяет захватить большой спектр феноменов, имеющих отношение к устройству мироздания.

4. Достижение истока.

Ведущая интрига (пружина) сценария — путешествие к первоначалам мира. Освоение пути достижения истока это и есть процесс со-творения. При том, что «первоисточники» находятся в самом конце экспозиции, путешествие в предстоящем пространстве платформы допускает возможность сборки целостного мира в каждой ее («его») точке.

a) Трассировка маршрутов — продольного и поперечного, предлагает модель множественного движения в непрерывно со-творяемом мире.

b) Для того чтобы структурировать поисковую активность посетителя «миротворческого полигона» предлагается все многообразие мысле-деятельностных подходов к теме собрать в 4 магистрали: миф, наука, философия, искусство. Это различные по методологии процессы понимания-сотворения, на каждом из которых возникали и возникают особые картины мира. Путь веры, путь знания, путь мысли, путь чувства — силовые пространственные створы, интенсифицирующие восприятие.

5. Открытие хранения.

Как всегда максимально острый жест — пространственный: по-настоящему титаническим, движением вся фасадная стена «отделяется» от оболочки «теплого контура». Силу креативного взрыва невозможно удержать в рамках традиции! Его деконструктивно-созидательная энергия вырывается в сторону дороги к максимальному количеству зрителей. «Вылет» стены останавливается строго по линии разделительной полосы, производя мощный эффект включения автотрассы в зону внутренней экспозиции. Тем самым осуществляется прямое воздействие музея со-творения мира не только на транзит, но и на «калининскую окраину» — типичное складское-слободское окружение. Все, что мы делаем — строим еще один (правда хитрый) «склад» и «просто» открываем его наружу — это предельный на сегодня жест реализации передового музейного принципа «открытого хранения».

Трансляция профанному транзитному пространству масштабного импульса осмысленности, перекодирование части внешнего окружения, задает условие реализации музейной миссии — влияние на развитие.

6. Большой Ёжик.

Другим существенным средством формирования внешнего образа, обостряющим примитивисткую архетипическую конструкцию, становится «протыкание-вздыбливание» всего контура «Большим взрывом» (Big Bang). Помимо прочего этот фактурный прием визуализирует фундаментальное понятие философа Мерло-Понти «Плоть мира»: «это состояние тела, когда оно проступает на собственной поверхности». Концепт поверхности прикосновения к миру является одним из самых существенных для всего проекта.

Вместе с тем, следуя сквозному принципу разнообразия способов интерпретации, стоит придавать образу «колючего домика» и сказочные ассоциации — таким воодушевляющим прототипом мог бы стать герой мультфильма Норштейна «Ёжик в тумане», который пережил аффективное состояние погружения в первичное восприятие привычного мира. В нашем случае Ёжик смог еще и поместить в себя Большой взрыв, увеличился как Алиса в Стране чудес и проткнул иголками внешний контур домика.

7. Туман воображения.

«Внутренний мир» способен экструдировать и диффундировать в наружное пространство событиями на поверхности. Через квадратные поры «кожи» здания прорываются некоторые качества внутренней среды. Они привлекают внимание улицы и посылают интригующие сообщения проезжающим мимо. Из квадратных раструбов могут появляться объемные и плоские витрины-инсталляции, механические аттракционы с выдвижением объектов изнутри, возникать проекционные сюжеты на различных экранах. Обыгрывая архетип домика с печной трубой, временами стоит выпускать фигурный дым из дымохода.

С другой стороны, каналы-раструбы служат и символическими воздухозаборниками, объективами-телескопами и перескопами, щупами окружающей действительности, доставляющими информацию о ней внутрь бастиона миротворчества.

Поиск образа

1/X

Проект

Предпроектная документация на создание экспозиционного комплекса выполнена на базе существующей застройки, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 56. Произведен анализ градостроительной и технической документации с целью выявления возможности использования зданий и сооружений в структуре экспозиционного комплекса.

В соответствии с заданием на проектирование, объемно-планировочные решения приняты с учетом архитектурно-художественной концепции экспозиции, разработанной проектной лабораторией «Репроград».

Pano

Объемно-планировочное решение

По результатам анализа принято решение о необходимости сноса существующего гаража и блока хранилища, расположенного за красной линией. Трехэтажное кирпичное здание включено в состав комплекса с обязательным условием его реконструкции. Композиционно комплекс состоит из трех частей:

1 — основное здание, разработанное в границах землеотвода
2 — пешеходный мост через ул. Калинина с элементами экспозиционных функций
3 — внутриквартальный пассаж до береговой линии р. Бугач с элементами экспозиционных функций.

Строительные конструкции

Конструктивно экспозиционный комплекс представляет собой металлический каркас, перекрытый большепролетными металлическими фермами. Стены — сэндвич панели. Перекрытия — монолитный железобетон. Включение в комплекс существующего кирпичного здания посредством устройства деформационного шва. Фермы над атриумом будут рассчитаны на возможное приложение нагрузки от крупных экспонатов и экспозиционного оборудования. В стене со стороны внутриквартального проезда планируется выполнить проем для монтажа крупногабаритных экспонатов и конструкций непосредственно в зале.

Функциональное зонирование

Проектом предусмотрено максимальное, в том числе за счет перепада планировочных отметок, разделение двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов. Входная посетительская зона ориентирована на ул. Калинина. Служебный вход и загрузочный дебаркадер расположены в дворовой части комплекса на нижнем уровне. Центральное место в композиции музея занимает атриум, в котором размещены основные площади выставочных залов. В помещениях реконструируемого трехэтажного здания располагаются кабинеты для научно-исследовательской деятельности сотрудников и мастерские. Ориентация световых проемов служебных помещений на северную сторону. В цокольной части комплекса размещены хранилища и инженерные помещения. Проектом предусмотрена возможность автономной работы ряда групп помещений: кафе, временных экспозиций, зала для проведения конференций.


Организация экспозиций

Основой экспозиционного показа являются подлинные экспонаты, которые объединяются в тематические комплексы для раскрытия содержания. Тематический комплекс может включать несколько планов показа с различной степенью детализации представленного материала, чтобы удовлетворить запросы разных категорий посетителей. При проектировании зала преследовалась цель максимального сокращения оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции. Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Организация визуальной стратегии поведения посетителей подразумевает возможность охвата и оценки экспозиции в целом для принятия решения по последовательности и деятельности дальнейшего осмотра. Для удобства организации маршрута осмотра и создания дополнительных эмоциональных эффектов предлагается использовать эскалатор, соединяющий первый и четвертый посетительские уровни.

Фондохранилища

Для музейных фондов предусмотрены специально оборудованные хранилища, связанные с экспозиционными залами грузовым и пассажирским лифтами. Кроме специализированных хранилищ, запроектированы приемная экспонатов, изолятор и дезинфекционная камера. Рабочие помещения для сотрудников отдела фондов и для работы посетителей изолированы от хранилищ. Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального для каждого вида температурно-влажностного режима. Для консервации и реставрации экспонатов предусмотрены мастерские, изолированные от помещений музея.

Выставочная деятельность

Является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности, привлекают новые категории посетителей. Зал сменных выставок расположен на втором уровне, он визуально связан с пешеходным переходом и может работать в автономном режиме. В дополнительных блоках комплекса, переходе и пассаже, также планируется размещение витрин и инсталляций.

Культурно-просветительная работа

Включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых.

Эффекты

Движение посетителей, поднимающихся на эскалаторе к началу осмотра экспозиции совпадает с траекторией падающих лучей из фонаря в кровле здания. Некоторые материалы хранятся и экспонируются в стенах ранее существующих зданий, одна часть которых видна из музея, вторая — с улицы. Экспансия музея: пространство пешеходного моста может использоваться для размещения временных экспозиций. Ряд экспонатов размещены в светопрозрачных, подсвеченных тумбах на улице выше или ниже поверхности земли. Поверхность фасадов выполнена перфорированной, что позволит изменять цвет здания в вечернее время, а также расширяет возможности оптического дизайна интерьера.



1/X
1/X
Proektpredl 5h

Видеопрезентация

Авторы
Экспоконцепция:
  • Ковалевский Сергей
  • Марьясов Вадим
Архитекторы:
  • Наталья Бутримович
  • Евгений Ковалёв
  • Позднякова Ирина
  • Анастасия Шарыпова
  • Антон Шаталов
Награды
Thumb w4af8dec40f0992.74664304 norm
Новости по проекту
Упоминания в СМИ
44a6e6ff2f02ea2.62827678 list
Телекомпания «Афонтово», Красноярск
27 июля 2009
44a2f205b51c9f4.38982201 list
Газета «Известия региона», Красноярск
31 мая 2009
44a1a12c6cd3801.60573874 list
Красноярская краевая газета «Строитель»
№17 (336) 12 мая 2009
449b631f28a5164.16365421 list
Телекомпания «Афонтово», Красноярск
5 марта 2009
Filial kraevedcheskogo muzeya
Телекомпания «ОРТВ», Красноярск
4 февраля 2009