сснип

спин

Четверть века — на пути в будущее

22 июня старейшему частному архитектурному бюро Красноярска — проектной мастерской «А2» — исполняется 25 лет.

За четверть века коллектив из четырёх молодых коллег-единомышленников вырос в солидную проектную мастерскую с полусотней сотрудников — архитекторов, конструкторов, инженеров. Опытных профессионалов и талантливой молодёжи, подготовке которой в «А2» уделяется большое внимание.

Ныне работа «А2» — творчество полного профиля: от объёмного проектирования до градостроительства, от подробных технологических разработок и авторского надзора до конкурсного проектирования и урбанистических концептов.

25-летнюю работу «А2» можно разделить на четыре крупных этапа. Каждый — веха на пути развития и становления мастерской, направление к программному тезису генерального директора «А2» Бориса Шаталова: «...мы считаем себя частью мировой архитектурной практики...».

1980-е

Предпоследнее десятилетие XX века — завершение советской эпохи. Красноярский проектный цех ещё состоял из двух десятков государственных институтов, выпускавших типовые проекты. Люди получали твёрдую зарплату и проектировали для очередного государственного пятилетнего плана, «в свете» решений очередного партийного съезда. Город заполнялся серыми типовыми постройками — прямые углы «без архитектурных излишеств».

Однако в стране уже ощущались ветер перемен, вкус к свободе. В форме кооперации пробивались ростки свободного предпринимательства, и несколько молодых энтузиастов решили отказаться от гарантированных «благ» в пользу творчества, И отвечать за собственное благополучие самостоятельно — ведь свобода и ответственность неразделимы. Так в 1988-м году появилась «Кооперативная проектная мастерская „А2"».

Молодёжь «фонтанировала» идеями, искала новые архитектурные формы, проектные технологии, способы взаимоотношений с заказчиками. Было упоение свободой, новым балансом прав и обязанностей, перспективами творчества.

Первый объект — реконструкция ворот исторической Торгово-промышленной палаты. Делали по историческим фотографиям, с воссозданием старинной кладки. Уставшие от безликой «типовухи» заказчики заметили молодой коллектив. Пошли заказы от Ачинского глинозёмного комбината, Ванаварской нефтегазоразведочной экспедиции, Канского швейного объединения, комитета по физкультуре и спорту Красноярска, Сбербанка, других организаций и частных лиц.

Амбиций хватало — стали участвовать в международных конкурсах. Эта традиция сохраняется до сих пор: жилой дом в Сан-Исидро, Перу (2007 г.); Музей моды в Токио (2010 г.), и другие. Особо насыщенным стал 2009 год: Музей иммигрантов в Майами; Берингова пролив и Парк Мира; вертикальный зоопарк в Пуэрто Мадеро; Школа танцев «Мулен Руж» в Париже.

Конкурсы позволяют «А2» чувствовать свою причастность к мировой архитектуре; а начало стали павильон СССР на ЭКСПО-92 в Севилье (1988 г.) и Центр Союза дизайнеров на Арбатской площади в Москве (1989 г.).

С 1990-го года началось активное сотрудничество с архитектурным факультетом КИСИ (теперь Институт архитектуры и дизайна СФУ). С тех пор специалисты мастерской регулярно выступают руководителями и рецензентами дипломных проектов, а работа с дипломниками стала традиционной.

Прогрессоры

«Лихие девяностые» — неоднозначное время перехода от тоталитарной к новой стране, будущее которой из тех лет виделось свободным и демократичным. «Лихость» ведь разная: одни лихо, на ходу зализывая раны от беззакония, криминала, разрухи, инфляции, неплатежей, строили новую экономику; другие лихо грабили наследство СССР и «лихих» отчаянных прогрессоров - рискующих и идущих впереди всех.

Точкой отсчёта второго этапа становления «А2» можно считать августовские события 1991 года. Сразу после них мечта об идеальном доме, который надо построить самим, стала обретать реальные очертания. Решили пройти весь путь от эскизного проекта до построенного здания — как говорят музыканты, «до коды».

Создали холдинговую компанию «Кода», столкнулись с проблемами стройкомплекса. Советская система уже не работала, новой — ещё не было. Не было даже определения функции нового предприятия: термин «застройщик» появился только в 2004 году.

Открыли и дочернюю строительную фирму «Кода-Тек» — впервые в Красноярске частная компания взялась за строительство крупного жилого комплекса. Это потом, вслед за «Кодой», в городе стали появляться другие заметные стройки — дом на улице Дубровинского, 100; «Лендер» на улице Ленина...

Только формировались механизмы новой экономики — законодательные, налоговые, исполнительные. Всё было неизвестно и неизведанно. Учились работать с рекламой, с банками, с властью, с инвесторами — люди порой думали, что, имея жильё, не смогут купить квартиру в «Коде». Но от замысла до первой сваи прошёл всего год — сегодня, при сложившейся системе административных барьеров, срок нереальный.

Три года — с 1993-го до 1996-го — жилой комплекс «Кода» был единственным объектом мастерской, в 1993-мгоду был завершён проект здания Сбербанка в Канске.

Строительство «Коды» дало бесценный опыт понимания инвестиционно-строительного процесса. Научились работать с исполнительной властью, согласующими инстанциями, сдавать объект Государственной Комиссии; научились идти от проектных решений до их воплощения на стройке.

Но в перспективе инициаторы и организаторы новой — частной — формы жилищного строительства в Красноярске в роли застройщика себя не видели.

В начале тысячелетия

Проект «Кода» завершился в 2002-м году, но уже с 1997-го мастерская снова стала выполнять проектные заказы. Однако за это время выросли новые частные проектные организации — и очень сильные. Их пришлось догонять.

Справились. Заказчиками стали УСК «Сибиряк», ЗАО «Сибагропромстрой», Управление делами и Управление культуры края, СК «Трансстрой», Енисейское — пароходство, «Монолистрой», СК «Арбан» и многие другие.

В 2004 году разработали новаторский проект боулинг-клуба на улице Молокова. На градсовете сомневались, что его можно реализовать; но — построен. Через два года сделали оригинальный проект многоэтажного жилого дома на улице Вильского; в 2005-2007 годах на Взлётке создали не менее оригинальный проект жилого комплекса «БЦ-7», названный потом «Ковчег-2». И это — лишь некоторые примеры того периода.

Третий этап — «время чистого архитектурно-проектного совершенствования», завершил двадцатилетний юбилей. Захотелось увидеть город в движении — от того, что российский урбанист Вячеслав Глазычев назвал «относительно жилыми поселениями при промышленных предприятиях» к Городу для людей.

Город будущего

Направленные в будущее инициативные урбанистические разработки Борис Шаталов называет «визионерскими», от латинского visio (visionis) — видение, представление, образ. Они делаются в свободное время, за свой счёт. А на отсутствие работы сотрудники не жалуются. Пик приходится на лето, когда в мастерскую приходят практиканты — из Красноярска, Новосибирска, Еревана.

«Словарь иностранных слов» Н. Комлева трактует визионерство как «склонность к призрачным мечтаниям, фантастическим видениям, построению воздушных замков, прожектёрство». Но в нашем градостроительстве «воздушные замки» — Город для людей. Такое «прожектёрство» должно воплощаться в практику — иначе жить в современной городской среде станет невозможно.

Визионерство «А2» — развитие транспорта, общественных пространств, жизненного пространства, выходящего из квартир на улицы; исторический квартал по улице Горького и другие памятники культурного наследия; современные производства как основа благополучия горожан; иные аспекты современного города, которым Красноярск хочет и может стать. Борис Шаталов заявляет: «Мы прилагаем все усилия для этого. Это интересно! Это соответствует требованиям и надеждам общества».

Инициативные проекты «А2» сейчас востребованы. Борис Шаталов говорит: «На мой взгляд, позитивные сдвиги происходят. Вектор изменений очень созвучен тому, к чему мы стремились и стремимся. Поддерживаем усилия мэра и главного архитектора города в реализации современных градостроительных подходов.»

На четвертом этапе сотрудники «А2» научились видеть не просто объект, а — объект в городской среде; не просто красивый дом, а — дом, в котором поселятся люди; не просто спортивное сооружение, а — комплекс для горожан и гостей города. Появились V-й микрорайон «Слободы весны»; крытый торговый комплекс «Новая Взлётка» и жилой комплекс «Новая панорама»; Академия зимних видов спорта.

Собор, река и новый центр

Интересный инициативный проект — воссоздание Богородице-Рождественского собора архитектора К. Тона. Предварительно выбранный на Стрелке участок архитекторы «А2» считают не лучшим — и предлагают парк Чернышевского в Покровке.

Борис Шаталов убеждён: «Это был бы огромный подарок городу. Собор ограничит современную грубую застройку Покровского и станет центром ревалоризации всей ценнейшей территории нижней Покровки. Там надо сохранить реликтовую топографию с её масштабом улиц, кварталов, застройки».

В Покровке — в отличие от Стрелки — можно построить не просто собор, а соборный комплекс. С воскресной школой, хозяйственными постройками — создать Кафедральный собор, который возвышался бы колоссом над окружающей малоэтажной застройкой, покрывал и защищал территорию, был виден с реки на многие километры.

Не нова для «А2» и тема Енисея. Ещё в 2010-2011 годах Борис Шаталов, руководя Краевой организацией Союза архитекторов, продвигал идею творческих архитектурных конкурсов — и первым должен был стать проект реконструкции старой части левобережной набережной. А в начале 2012-го мастерская выполнила концепт «Город и река».

Борис Шаталов обобщает: «На Енисее видно желание навести порядок: начинается движение по острову Молокова, территории комбайнового завода, строится Южный берег — это ведь тоже река, к сожалению, есть и такие безобразия, как перекрытая Абаканская протока и предложение засыпать протоку Посадскую».

Сейчас мастерская участвует в разработке фрагментов Нового центра, в котором значительная роль отведена участку набережной от Стрелки до Октябрьского моста. Год назад, выполняя инициативный проект «Зелёная волна», предложили пешеходный мост на Татышев от 78-й Добровольческой бригады — теперь он, как и ряд других предложений, должен войти в проект планировки.

25 лет работы Проектной мастерской «А2» — позади. Хочется верить: мастерская отметит и пятьдесят, и семьдесят пять, и сто лет работы на благо Красноярска...

шаталовБорис Борисович Шаталов,

генеральный директор, почётный архитектор РФ:

Проектирование — труд коллективный, и создание команды — одна из важнейших вещей, которыми я занимаюсь. Решения принимаем совместно с главным инженером Владимиром Якубчуком.
«А2» — это флаг, под которым собираются живые люди. Их через мастерскую прошло много, хороших и разных. В том числе два главных архитектора и один главный художник города, нынешний главный архитектор «Красноярскгражданпроекта». Ребята, проработавшие года два-три, имеют солидные портфолио. Ведущих сотрудников знает весь город.
Нам интересно заниматься архитектурой вообще и — в первую очередь — архитектурой Красноярска. А мы интересны городу тем, что ему несём. Уверен, что не просто «кладём кирпичи», но — «строим храм». У сотрудников формируется психология ответственности: нам важно сделать наш город удобным, безопасным, интересным — ведь здесь же будут жить наши дети и внуки.
Рисуем будущее города, чтобы люди могли с ним ознакомиться и спорить. Вовлечены во многие проекты. Но есть ряд тем, которыми занимаемся давно на общественных началах — пешеходные пространства, транспортная тема. Рисовали, говорили, пытались продвинуть ещё в 2009 году.

якобчук

Владимир Эдуардович Якубчук,
главный инженер,
почётный строитель РФ:

Проектная мастерская «А2» представляет собой нечасто встречающийся тип объединения «мечтателей» и «копателей». Приятнее делать проект, если он нанизывается на высокую цель.
Работа инженера в какой-то мере лишена того творческого полёта, который присущ работе архитектора. Но творчество главного инженера как раз в том, чтобы всё предусмотреть, творчески соединить архитектурный проект и конструктивные решения, инженерное обеспечение и нормативные требования в единое целое — так, чтобы проект не утратил своей креативности.
Найти решения, не ухудшающие проект, отвечающие требованиям и заказчика, и архитектора, и техническим регламентам — в этом и есть радость творчества инженера.
По сравнению с началом моей карьеры в «А2» формат работы, конечно, изменился. Тогда приходилось трудиться и как главному инженеру проектов, и самому разрабатывать чертежи. Теперь в «А2» главное направление моей деятельности — выработка и контроль технической политики мастерской. Проекты должны быть реализуемы, объекты — крепко стоять на земле. Работа смещается в область воспитания и передачи опыта следующим поколениям.

ковалев

Евгений Ковалёв,
главный архитектор:

Город состоит из отдельных объектов. Работу над объёмным проектированием всегда начинаем с исследования места. Смотрим, как развивался район, анализируем его историю, ищем образы. На любую задачу смотрим по-крупному. Поэтому градостроительное проектирование органично входит в объёмное. Процесс идёт сначала от общего к частному, потом — от частного к общему. Цикл повторяется несколько раз. Строим как для себя.





соломатин

Дмитрий Соломатин,
главный конструктор,
кандидат технических наук:

Конструкторский отдел воплощает архитектурный замысел в «твёрдые формы», конкретные строительные конструкции. Проектируем монолитно-каркасные и кирпичные дома, здания на стальном каркасе.
Все наши объекты уникальны. Полностью из прежних наработок проекты не создаются. В «Слободе весны» впервые рассчитывали 26-этажный дом. В домах меньшей высотности тоже приходится находить новые решения. Совершенно новым для нас стал жилой дом в Абакане — там 7-балльная сейсмика. Теорию мы знали, но проектировать пришлось впервые. Экспертизу прошли без замечаний.




кулаковский

Антон Кулаковский,
начальник архитектурного отдела:

Архитектурная мастерская — своеобразная производственная единица. Здесь очень важен творческий уют, синергетическое взаимодействие членов команды.
Для успешной работы в команде архитектору необходимо, помимо большого объема знаний, обладать собственным видением города. Для реализации наших идей крайне важно умение находить компромисс между интересами заказчика, города и своими амбициями. Город — это живой, растущий организм, наша задача правильно формировать направление роста.




элли

Артём Элли,
главный архитектор проекта:

В последние восемь лет мы стали больше заниматься моделированием среды комфортной для человека — пешехода. Прогнозируем развитие города в целом, стараемся повлиять на этот процесс. Любой архитектурный объект от фонаря до микрорайона прорабатывается в мельчайших подробностях, с любовью.
«А2» — это сплоченная команда, где единомышленники реализуют свой творческий потенциал. Подобно команде парусного судна — успех плавания зависит от профессионализма каждого.