Стратегия развития Исторического центра Красноярска

Выявление ресурсов, направлений и методов развития территории Исторического центра в структуре города Красноярска и его агломерации.

концепт-эскизurbanреконструкцияу водыИсторический центрисследованиестудентыинфраструктура2020
Заказчик: Акционерное Общество «Исторический квартал»

Эта работа была выполнена по заказу АО «Исторический квартал» нашей мастерской совместно с кафедрой «Градостроительство» Института Архитектуры и Дизайна «Сибирского федерального университета». Актуальность темы исследования дополнительно обусловлена подготовкой к 400-летию Красноярска, которое город будет отмечать в 2028 году.

Исторический центр города Красноярска представляет наибольшую архитектурную и историко-культурную ценность, в нём сосредоточены основные объекты общественно-делового назначения и культурного наследия. Это административный, историко-культурный, архитектурный, деловой, туристский, развлекательный и образовательный «Центр Красноярской идентичности».

Цель работы :

Выявление ресурсов, направлений и методов развития территории Исторического центра в структуре Красноярской агломерации.

Структура работы


Альбом 1. Предварительные исследования

Целью предварительных исследований является анализ ограничений, выявление предпосылок, а также исследование предыдущего опыта развития территории Исторического центра г.Красноярска.

В границах исследуемой территории выполнен обзор и анализ генерального плана, правил землепользования и застройки, проекта зон охраны объектов культурного наследия, комплексной транспортной схемы и других действующих документов градостроительного регулирования.

Проведено сравнение двух проектов планировки и межевания, разработанных ТГИ «Красноярскгражданпроект» в 2011 и 2017 г.г. Рассмотрены проектные предложения реконструируемых фрагментов в границах исследуемой территории, разработанные в последние годы проектными коллективами «А2» и «Проектдевелопмент». Проведен обзор наиболее актуальных дипломных и курсовых работ студентов ИАиД СФУ по направлениям «Градостроительство» и «Архитектура».


Альбом 2. Исследовательские работы

Целью исследовательских работ является выявление и систематизация ресурсов развития территории Исторического центра г.Красноярска.

С июля по сентябрь 2019 года авторский коллектив проводил натурные исследования. В альбоме отражены фото-фиксации территории, разработаны фото-развертки основных улиц. Проведен анализ существующего функционального использования территории, построены схемы: улично-дорожной сети, морфологии застройки и открытых общественных пространств, концентрации и размещения объектов культурного и археологического наследия, а также обобщенная схема по существующему использованию территории в границах исследования.

Выявлены и систематизированы ресурсы развития территории Исторического центра г.Красноярска, выполнен их количественный анализ. Подготовлен исходный материал и методологическая база для разработки проектных предложений по стратегии развития Исторического центра. Определены территории дисгармонирующей застройки и территорий потенциальных для развития Исторического центра Красноярска

Альбом 3. Проектные предложения

Целью альбома является разработка рекомендаций для реконструкции развития выявленных ресурсов территории Исторического центра Красноярска. Проектные предложения включают рекомендации для реконструкции Исторического центра в составе:

- предложений по оптимизации улично-дорожной сети;
- формирование пешеходных фрагментов проспекта Мира и предложений по комплексной реновации исторических кварталов, с целью организации «пешеходной сети»;
- предложений по формированию скверов и открытых пешеходных пространств;
- предложений по формированию градостроительного ансамбля в пойме р.Кача и ул. Брянская

Предварительные исследования

Albom 1
Задачи стадии 1. Предварительные исследования
  • изучить документы градостроительного регулирования Исторического центра города Красноярска, в том числе: Генеральный план, Правила землепользования и застройки, Проект зон охраны объектов культурного наследия, Комплексную транспортную схему, Проект планировки улично-дорожной сети;
  • проанализировать открытые геоинформационные системы, в том числе публичную кадастровую карту, на предмет выявления современного состояния Исторического центра Красноярска;
  • провести анализ актуальных проектов для Исторического центра, выполненных ТГИ «Красноярскгражданпроект», ООО «КПМ А-2», ООО «Проектдевелопмент» и другими профессиональными проектными организациями;
  • провести анализ научно-проектных разработок студентов и преподавателей Института Архитектуры и Дизайна СФУ, выполненных для Исторического центра за последние 10 лет.

Генеральный план города Красноярска до 2033 включает пересмотр категории городских улиц в Историческом центре, строительство новых развязок (транспортная развязка над Электровагоноремонтным заводом). Так, ул. Республики и Брянская должны стать магистральными улицами общегородского значения. Ул. Республики становится связующим звеном с железнодорожным районом; ул. Брянская находится в створе 5-го моста через Енисей; ул. Ленина и К. Маркса заложены как продольные транзитные улицы через Исторический центр.

Согласно действующему Генеральному плану города территория Исторического центра формируется линейным пространством многофункционального значения, сформированным «главными» улицами – просп. Мира, ул. Ленина и ул. Карла Маркса.Пойму р. Кача предполагается развивать как общественно-деловую и рекреационную зону.

Правила землепользования и застройки Красноярска в границах Исторического центра определяют многофункциональные зоны в центральной части - в границах ул. Ленина, Карла Маркса, Каратанова, Профсоюзов и зоны среднеэтажной и многоэтажной застройки по периметру центра.

Проект зон охраны объектов культурного наследия определяет зоны градостроительного регулирования и охраны памятников культурного и археологического наследия.

На карте обозначены «средовые» здания, исторические памятники, предполагаемые к внесению в реестр объектов культурного наследия, а также определена территория дисгармонирующих объектов, подлежащих сносу. Установлены высотные регламенты для нового строительства и реконструкции зданий Исторического центра

Проект планировки улично-дорожной сети конкретизирует решения принятые в комплексной транспортной схеме и генеральном плане г. Красноярска, отражает параметры улично-дорожной сети, а также конфигурацию транспортных развязок и эстакады на ул. Республики.

Анализ публичной кадастровой карты Красноярска показал, что общая территория Исторического центра в границах исследования делится на 3 группы:

  • 41,5% территорий находится в собственности публичноправовых образований;
  • 12,6 % территорий находится в частной собственности;
  • 45,9% территорий находится в частной собственности, без указания формы собственности на кадастровой карте

Результаты натурного обследования показывают, что на территориях частной собственности, расположено большинство объектов жилого, многофункционального назначения.

Для опережающего развития всего Исторического центра – его многофункциональный характер должен быть закреплен в новом Генеральном плане и Правилах Землепользования и Застройки.

ТГИ «Красноярскгражданпроект»

Sravnenie

Сравнительный анализ между Проектами планировки Исторического центра, разработанными ТГИ «Красноярскгражданпроект» в 2011 и 2017 годах не демонстрирует принципиальных отличий, проект согласован с генеральным планом и ПЗиЗ, принятыми в 2014 г.

В последнем проекте откорректированы границы красных линий вдоль ул. Коммунистическая и Конституции СССР. Основные изменения коснулись планировки территории поймы р. Кача, расширились границы рекреационной зоны и сократилась территория общественно-делового назначения.

ООО «КПМ А-2» и ООО «Проектдевелопмент»
Prof hd 2

Сложились современные проекты, направленные на развитие историко-культурных потенциалов Исторического центра города.

Реализуется проект «Исторический квартал ул. Горького», разработанный в проектной мастерской «А-2», который включает организацию культурно-досуговой и деловой зоны, сохраняя уникальность сибирской архитектурной преемственности.

Проект развития историко-культурного пространства по ул. Вейнбаума (авторы проекта «А-2») основывается на принципах создания многофункциональной культурно-досуговой зоны в сложившейся исторической застройке.

Концепция проекта «Квартал цветов» («А-2») предлагает комплексное решение задач совмещения мероприятий по реставрации и реконструкции с реализацией инвестиционного потенциала для одного из ключевых районов Исторического центра (в границах улиц Республики, Ады Лебедевой, Обороны и Диктатуры Пролетариата)

Анализ современных предложений проектных мастерских, разрабатываемых на территории Исторического центра демонстрирует наличие актуальных разработок для комплексного развития. Сложились проекты, направленные на реновацию коммунально-складских и в прошлом промышленных территорий Исторического центра.

Проект «Преобразование пойменной зоны реки Кача», выполненный в проектной мастерской «Проектдевелопмент», предполагает развитие территории, прилегающей к р.Кача как многофункциональной жилой зоны.

Проект планировки «Новоостровский» (авторы проекта «Проектдевелопмент») предполагает комплексное развитие территории бывшего Красноярского завода комбайнов, как территорию смешанной общественно-деловой, культурной и жилой застройки с развитой системой общественных пространств.

Институт Архитектуры и Дизайна СФУ

Многие курсовые и дипломные работы студентов ИАиД СФУ демонстрируют разнообразные архитектурно-градостроительные и ландшафтные решения для Исторического центра Красноярска. Проекты затрагивают широкий круг тем: от комплексной регенерации исторически сложившихся кварталов жилой и общественной застройки до обновления центральных площадей и скверов, а также реновации коммунально-складских и промышленных территорий.


Особое внимание привлекают градостроительные реновации: поймы реки Кача, территории Красноярского Электровагоноремонтного завода и территории по улице Ломоносова.

1 3
Проекты комплексной реновации


2 3
Проекты благоустройства общественных пространств
Мы стремимся к тому, чтобы исследования и проекты преподавателей и студентов Сибирского Федерального Университета, оказывали более заметное влияние на Красноярскую урбанистику и архитектуру.
Выводы по Стадии 1:
  • Необходимо внести изменения в Генеральный план города относительно территорий многофункционального назначения для всего Исторического центра. В генеральном плане необходимо зафиксировать участки пешеходных фрагментов проспекта Мира, для создания условий современного динамично развивающегося Краевого центра
  • Необходимо пересмотреть территориальные зоны в Правилах землепользования и застройки города, расширить зоны многофункционального значения включая периферию центра.
  • Территорию, прилегающую к пойме р. Кача необходимо трактовать как территорию общественно-деловой и жилой застройки средней этажности.
  • Необходимо развивать историко-культурный потенциал Исторического центра. Необходимо актуализировать Проект зон охраны объектов культурного наследия.
  • Недопустимо рассматривать Исторический центр города как территорию транзитного автомобильного движения. Требуется пересмотреть транспортное обеспечение Исторического центра, в связи с ориентацией на приоритет мульти-модального общественного транспорта, а также развивать плотную и связанную вело-пешеходную сеть.
  • Требуется уточнение проекта планировки улично-дорожной сети Исторического центра в связи с необходимостью совершенствования системы общественного транспорта,принятия мер по исключению транзитного движения через Исторический центр и формирования пешеходного каркаса.
  • Требуется разработать новый Проект планировки Исторического центра, учитывающий ресурсы его развития – повышение интенсификации использования исторических кварталов,открытых общественных пространств.

Исследовательские работы

Albom 2
Задачи стадии 2. Исследовательские работы
  • провести полевые работы по натурному обследованию территории с фотофиксацией;
  • систематизировать материал натурного обследования по категориям: объекты культурного наследия, общественные пространства, внутриквартальные пространства,коммунально-складские территории, разработать детальные фоторазвертки улиц в границах территорий;
  • на основе полученных данных разработать аналитические карты существующего использования территории в границах исследования, в том числе комплексную карту современного функционального использования; карту улично-дорожной сети, морфологии застройки и открытых общественных пространств;
  • составить обобщенную карту по существующему использованию территории Исторического центра в границах проектирования;
  • разработать карту выявленных ресурсов развития территории Исторического центра города Красноярска в границах проектирования.
Натурное обследование
1/X

В результате комплексных натурных обследований систематизирован фотоматериал актуального состояния Исторического центра Красноярска.
Визуально выявлены территории, представляющие историко-культурную ценность, потенциальные внутриквартальные пространства, ресурсы общественных территорий

На основе полученных данных составлены фоторазвертки фрагментов улиц Ленина, Карла Маркса, Горького, Дзержинского, Диктатуры Пролетариата, Кирова, Перенсона и проспекта Мира.
Анализ фронтов улиц показал уникальный потенциал формирования единого историко-архитектурного ансамбля Исторического центра.

Функциональный анализ

В работе составлен послойный анализ функций, размещенных в Историческом центре Красноярска. На обобщенной схеме функционального использования отражено процентное соотношение территории жилой застройки, культурно-досуговых, спортивных объектов, офисов, объектов торговли, образования, общественного питания, здравоохранения, социальных гарантий, отелей и хостелов, административных зданий, общественно-рекреационных и коммунально-складских территорий.

Исследование функционального зонирования территории позволило сделать вывод о дисперсной концентрации объектов питания и обслуживания, неразвитости спортивной функции, выявить высокий ресурс развития жилого фонда, потенциал формирования многофункциональных общественно-деловых ядер

Funktsiya5
Комплексная карта функционального использования территории
Комплексный анализ ресурсов развития
Resursy
Карта выявленных ресурсов развития территории Исторического центра
42% территорий «Исторического ядра» и «Качинской поймы» подлежат санации, переформатированию либо комплексной реновации. Из них – четверть находится в зонах регулирования Объектов Культурного Наследия .

Выводы по стадии 2

  • В результате исследовательских работ составлена обобщенная карта по существующему использованию территории Исторического центра города, демонстрирующая выявленные ресурсы развития.
  • Проведение комплексных работ по инвентаризации территории Исторического центра на предмет выявления ресурсов развития показывает, что более 40% территории Исторического центра нуждается в комплексной реновации, оптимизации и интенсификации использования, с целью повышения экономической эффективности как Исторического центра, так и всего города в целом.
  • Для эффективного функционирования Исторического центра необходима комплексная санация и оптимизация внутриквартальных территорий общей площадью 58,1 га, реновация общественных пространств общей площадью 94.4 га, комплексная реконструкция нерентабельных территорий общей площадью 55 га.
  • Особый ресурс развития Исторического центра представляет комплексная реконструкция ветхой застройки и коммунально-складской территории, прилегающей к р. Кача. В целом доказана необходимость оптимизации выявленных уникальных внутриквартальных траекторий пешеходного движения, а также создание пешеходно-транспортной сети улиц Исторического центра города

Проектные предложения

Albom 3
Задачи стадии 3. Проектные предложения
  • сформулировать миссию Исторического центра в образе большого Красноярска;
  • определить параметры инфраструктуры Красноярской агломерации, влияющие на пространственное развитие Исторического центра;
  • разработать карту пространственного развития Исторического центра в границах проектирования;


  • разработать методы и составить рекомендации для регенерации Исторического центра города Красноярска;
  • показать примеры градостроительных решений по регенерации фрагментов Исторического центра;
  • сформулировать первоочередные мероприятия в свете 400-летия Красноярска .
Большой Красноярск
Bolshoy kras2

Территорию современного Красноярска можно условно разделить на 9 планировочных зон, границы которых не совпадают с границами административных районов города. Исходной базой для такого деления служат: ландшафтная подоснова, современное состояние городской ткани, дальнейшее формирование дорожно-транспортного каркаса города и агломерации, а также основные тенденции городского развития, в свете приближающегося 400-летия столицы края.

5 зон левобережья: Исторический центр, Центральная историко-культурная зона, Северо-западная зона, Северная зона и Северо-Восточная зона. 3 зоны правобережья: Юго-западная зона, Южная зона и Юго-восточная зона. Считаем целесообразным выделить острова в свою планировочную зону.

Исторический центр представляет наибольшую архитектурную и историко- культурную ценность, в нём сосредоточены основные объекты общественного и делового назначения, объекты культурного наследия. Планировочная структура Исторического центра сформирована крупными транспортными магистралями ул. Брянская, Ленина, Карла Маркса, ул. Вейнбаума с выходом на Коммунальный мост.

К северу от Исторического центра расположена Центральная историко- культурная зона, которая представляет значительную архитектурную и историко- культурную и ландшафтную ценность, в ней присутствуют крупные объекты общественного назначения и важные объекты культурного наследия.

Миссия обеих этих территорий – «Центр Красноярской идентичности». Главный административный, историко-культурный, архитектурный, деловой, туристский, развлекательный, образовательный городской район.

При этом, очень важно развивать на этой территории строительство и реконструкцию жилья, увеличивать количество резидентов. Только смешанный характер использования позволит достичь эффекта интенсивной круглосуточной активности, состояния живого и насыщенного общественного центра. Основная инфраструктурная задача состоит в том, чтобы чётко переориентировать транспортное развитие на приоритет мульти-модального общественного транспорта, а для внутренних перемещений - выстроить плотную и связанную вело-пешеходную сеть.

Для создания предпосылок такого транспортного развития необходимо сформировать условия для «обтекания» центра города транзитными потоками.

Исключение транзита личного автомобильного транспорта и грузопотока из центра Красноярска предлагается создание южного транспортного обхода по ул. Лесопильщиков, Грунтовая, Волжская, Тамбовская, Глинки и увязке их с Николаевским, Октябрьским и в дальнейшем планируемым 5-ым мостом. Николаевский мост возьмет на себя потоки с юго-востока и юго- запада на северо-запад и север города и Красноярской агломерации. В транзитном отношении существенно снизится загруженность личным и грузовым транспортом проспект им. газеты Красноярский рабочий, коммунальный моста и Исторический центр, что даст предпосылки для развития эффективного общественного транспорта. Предлагаемая схема позволит обойти транспортными потоками автомобилей центральную планировочную зону. Для обеспечения высокого уровня мобильности предлагается включить трамвай, как основу общественного транспорта.

На пересечении транспортных магистралей с железной дорогой будут созданы транспортно-пересадочные узлы.

Необходимо завершить формирование Комплексной Транспортной Схемы города для «обтекания» Исторического центра транзитными автомобильными потоками.
Транспорт

Стратегия развития Исторического центра предполагает внесение изменений в транспортную схему.
Ключевой принцип – ориентация на общественный транспорт, и формирование комфортного передвижения пешеходов.

Transport ispravlen 2
Современный транспортный коридор: Шахтёров – Игарская – Республики - Новосибирская – Высотная перераспределит транзитные потоки центра, даст мощный стимул развитию Качинской планировочной зоны.
Предложения:
  • Создать два пешеходных фрагмента (кластера) по проспекту Мира. Первый пешеходный кластер формируется в границах ул. Обороны и Перенсона, второй от ул. Сурикова до ул. Каратанова
  • Построить транспортую развязку и эстакаду по ул. Шахтёров, Игарская, Республики, Новосибирская с выделенными полосами для скоростного трамвая; -пересмотр конфигурации транспортной развязки и эстакады на пересечении ул. Республики и ул. Вейнбаума;
  • Разместить трамвайные линии с учетом перспективного освоения территорий района «Новоостровский», района поймы р. Кача, ул. Ломоносова. Создание трамвайных полос внутри центра по ул. Карла Маркса, что даст возможность увязки трамвая с Красноярским Ж/Д кольцом. На конечной станции трамвая, будут сформированы условия для комфортной пересадки между электричкой, автобусами и трамваем;
  • Сделать односторонними поперечные улицы в фрагментах между улицами Ленина и Карла Маркса.
  • Пересмотреть схему движения по ул. Вейнбаума с целью сужения проезжей части и расширения пешеходной зоны. Необходимо устроить выделенную полосу общественного транспорта. В связи с этим ул. Перенсона и Сурикова должны перераспределить потоки, увязать их с магистральными улицами Ленина и Карла Маркса, а также с транспортными развязками.
  • Пересмотреть схему Метро. Перенести станцию по проспекту Мира в районе СибГУ на улицу Карла Маркса и станцию в районе сквера Победителей на проспект Мира в район Площади Мира.
Планировочные элементы Исторического центра
Planirovochnye elementy istoricheskogo tsentra 3

Стратегия развития Исторического центра предполагает комплексную реновацию прилегающих коммунально—складских, в прошлом производственных территорий, зон ветхой усадебной застройки. Это позволит повысить эстетическую и экономическую эффективность как Исторического центра, так и города в целом.

Район Новоостровский – редевелопмент территории бывшего Красноярского завода комбайнов. Проектируемый район располагается в геометрическом центре города в Железнодорожном административном районе г. Красноярска, на участке бывшего Красноярского завода комбайнов. Территория в границах землепользования составляет 68,90 га. Проектом рассматривается вовлечение в оборот набережной, ликвидация дамбы и расширение острова Посадный за счет отсыпи отмелей, расположенных выше по течению.

Комплексное развитие прирельсовых территорий по ул. Ломоносова предполагает формирование делового центра, прилегающего к Ж/Д вокзалу с высоким уровнем интеграции общественного транспорта. Рассматриваемый фрагмент является частью стратегии формирования центров деловой активности и решает задачу редевелопмента ржавого пояса города Красноярска.

Территория Красноярского электровагоноремонтного завода предполагает вынос производственной функции, а железнодорожные мастерские предполагается преобразовать в культурный центр – кластер креативных индустрий и т.п., особенностью которого станут интегрированные в городскую ткань объекты качественной промышленной архитектуры дореволюционного периода.

Пойма Качи — пространство для экспансии исторического центра, с его масштабом, квартальной структурой, архитектурным и функциональным разнообразием. Создание на этом месте полнокровного района поможет интегрировать и преобразовать остатки доиндустриальных лоскутов городской ткани в современные высоко урбанизированные пространства с улицами, площадями и застройкой высоких архитектурных и технологических стандартов, а пойма реки превратится в живописный парк, включенный в зеленый каркас города.

Историческое ядро — основная, полностью сформированная часть территории Исторического центра. В отношении неё должны применяться «мягкие» методы санации и реновации градостроительной ткани, которые мы рассмотрим ниже.

«Историческое ядро»

Методы и опорные точки развития:

  • Формирование пешеходных кластеров проспекта Мира в границах поперечных улиц Горького, Кирова и Сурикова (Первый кластер) и в границах улиц Сурикова и Каратанова (Второй Кластер);
  • Комплексная санация исторических кварталов для создания условий пешеходной проницаемости и повышения эффективности использования общественных пространств; формирование крупных рекреационных пространств;
  • Реконструкция Центрального парка им.М.Горького с целью сохранения исторической значимости и статуса городского сада;
  • Реновация территории «Качинской Слободы» в границах улиц Брянская, Обороны, Вейнбаума и р.Кача, создание условий повышения экономического роста;
  • Формирование пешеходно-транспортной структуры с целью формирования комфортной городской среды. В исследовании разработана схема развития Исторического ядра.
Создание нескольких пешеходных кластеров на проспекте Мира окончательно избавит главную улицу Красноярска от транзита, позволит ей и всему центру реформироваться в правильном направлении.
Popravka
Первый пешеходный кластер
  • Создание условий для формирования пешеходных фрагментов по проспекту Мира;
  • Формирование комфортной городской среды
  • Cоздание условий пешеходной проницаемости кварталов с целью оптимизации территорий и формированию общественных пространств.

Разработаны решения для 9 фрагментов первого пешеходного кластера, включающие решения по оптимизации улично-дорожной сети и размещения парковочных мест в условиях создания переходного фрагмента проспекта Мира, визуализацию проектных идей и концептуальных принципов.

Po schirine
Схема первого пешеходного кластера
Фрагменты первого пешеходного кластера
1 1
Фрагмент №1
2
Фрагмент №2
3
Фрагмент №3
4
Фрагмент №4
5
Фрагмент №5
6
Фрагмент №6
7
Фрагмент №7
8
Фрагмент №8
9
Фрагмент №9

В рамках стратегии разработаны решения по регенерации фрагментов Исторического центра для формирования пешеходных кластеров вокруг проспекта Мира.

  • формирование условий для переформатирования неэффективно используемых территорий и объектов внутри кварталов; повышение многофункциональности
  • формирование кварталов смешанного использования и интеграция разнообразных функций для развития территорий; пешеходная связность


  • формирование системы пешеходных связей между улицами, общественными и внутриквартальными пространствами с возможностью свободного передвижения; разнообразие типов жилья
  • размещение разнообразных современных типов жилья на территориях реконструируемых кварталов с целью повышения качества жилого фонда Исторического центра;
  • переосмысление транспортного движения- оптимизация улично-дорожной сети и изменение схемы движения Исторического центра.
Улица Красной Армии
Ulitsa krasnoy armii

Улицы Исторического центра являются кровеносной системой города и основой его экономики, с учетом многообразия их функций. Они занимают значительную часть общественного пространства. Энергия городской жизни требует современного подхода к проектированию улиц.

В рамках исследовательской работы предложена реконструкция улицы Красной Армии с созданием баланса между пешеходами и автотранспортом. Ширину дорожной полосы сокращаем до 3 метров, вдоль улицы располагаем параллельные парковочные места. Это позволит снизить скорость автомобилей до 40 км/час и расширить пешеходную зону от 3 и более метров, что улучшит пешеходную составляющую и положительно повлияет на бизнес.

Для маломобильных групп населения на всех пешеходных переходах предусмотрены пандусы, в зонах пересечения со второстепенными улицами обустроены приподнятые переходы, которые будут вынуждать водителей уступать пешеходам и повышать уровень безопасности и комфорта городской среды. Все пешеходные переходы предлагается акцентировать при помощи света, в вечернее время здесь предполагается усилить освещение.

В местах интенсивного пешеходного движения предлагается размещать компактное мобильное озеленение с отсутствием открытого грунта, газоны и тротуары предусматривают создание био-дренажных элементов (дождевые сады).

Центральный парк
Tsentralnyy park
Ретроспективный анализ Центрального парка
Park

В работе приведена история формирования центрального парка им. Горького. Предложена концепция развития одного из основных рекреационных узлов Исторического центра. В рамках проектного предложения пересмотрено функциональное зонирование. Территория Гарнизонного военного госпиталя включена в границы парка с изменением его функции под общественный комплекс.

Переосмыслено транспортное движение на прилегающих к парку автомагистралях: проезды и дороги местного значения реорганизуются в пешеходные пространства. Территория парка интегрирована с Историческим кварталом. Восстановлен исторический облик за счет воссоздания утраченных объектов Городского сада: павильонов, киосков и др.

Пойма реки Кача

Необходима глубокая реновация Качинской планировочной зоны - наиболее ёмкой и перспективной территории в Историческом центре. Концепция предусматривает комплексное развитие территории как многофункциональной зоны.

Предлагаемый масштаб застройки является переходным от средне-этажной к усадебной, в полном соответствии с высотными регламентами из Проекта Зон Охраны объектов культурного наследия.

Kacha2
Схема генерального плана
Улица Брянская должна быть преобразована в значимый городской проспект со смешанной застройкой по южной стороне и общественно-деловой по северной стороне, у подножья Поклонной горы.

Перекресток ул. Брянская — Вейнбаума



Перекресток ул. Брянская — Достоевского


Заключение

Важнейшая задача исследования - выявление ресурсов развития территории Исторического центра Красноярска.
По результатам изучения актуальных проектов и документов градорегулирования,а также в результате систематизации данных полевых работ по натурному обследованию территории разработана карта выявленных ресурсов развития Исторического центра города Красноярска. На основе карты разработаны проектные решения по интенсификации и многофункциональному развитию фрагментов Исторического центра, а также концепция развития рекреационных пространств

Tep1

Развитие территории Исторического центра имеет высокий экономический потенциал, т.к. в нем сосредоточены крупные точки притяжения: объекты культуры, образования и бизнеса. С учетом действующих документов градорегулирования, ограничений по высотности и плотности застройки, проектом проведена оценка возможностей строительства объектов жилого и нежилого назначения.

По результатам работы подсчитано, что только в границах «Исторического ядра» может проживать дополнительно 13 570 человек при жилищной обеспеченности в 30 м² . Общий фонд жилой застройки составит 406,9 тыс. м² , нежилой – 350,7 тыс. м² . Также в ходе анализа на схеме было отражено влияние развития территорий ЭВРЗ, района Новоостровский и территорий микрорайона Ломоносова.

Подсчитано, что только в границах «Исторического ядра» может проживать дополнительно около 14 тыс. человек. С учётом района «Новоостровский» и редевелопмента ЭВРЗ и района Ломоносовский - общий прирост составит более 400 тыс. м² жилья и до 350 тыс. м² объектов бизнеса и СКБ. Всего более 65 тыс. новых жителей может принять наш Исторический центр.

Первоочередные мероприятия для АО «Исторический квартал»

Dorozhnaya karta 1

С целью реализации стратегии Исторического центра, в рамках подготовки к 400-летию Красноярска предложен перечень мероприятий и опорных кластеров развития:

  • Завершение реновации Исторического квартала параллельно с комплексной реконструкцией Центрального парка им. Горького;
  • Формирование историко-культурного пространства «Казачья слобода» по ул. Вейнбаума, с комплексной реконструкцией всего квартала и застройкой по ул. Перенсона;
  • Комплексная реконструкция территории «Квартала цветов» в границах улиц Республики, Обороны, Ады Лебедевой, река Кача, что позволит сформировать многофункционально-эффективное пространство развития резервов Исторического центра и определит вектор развития в сторону территории Качинской планировочной зоны;
  • Создание Первого пешеходного кластера на проспекте Мира от ул. Дзержинского до ул. Перенсона.
  • Подготовка предпосылок для создания Второго пешеходного кластера на проспекте Мира в границах улиц Парижской Коммуны, Каратанова. Реновация территории завода «Краскон» в многофункциональный общественный, творческий кластер, а также реконструкции прилегающих объектов культурного наследия.
  • Подготовка комплексной градостроительной реконструкции «Качинской слободы» в границах улиц Брянская, Обороны, Вейнбаума и реки Кача. Это создаст условия для социально-экономического роста на территории и формирования стратегических ориентиров развития регионального центра в целом. Необходимо изменение статуса ул. Брянская с возможностью интеграции деловой и общественной застройки по фронту улицы. Исследование выявило внушительный ресурс развития территории «Качинской слободы» за счет сноса ветхого фонда и коммунально-складской застройки. Дополнительный потенциал развития заключается в интеграции территории «Качинской слободы» и центрального ядра Исторического центра.
    Подготовка к 400-летию Красноярска должна ускорить «правильное» развитие города, добавить нам стимулов и ресурсов.
    Авторы
    Руководители:
    Архитекторы:
    • Анастасия Иванова
    • Валентина Точилкина