Район «Покровский»

Методы реконструкции новых спальных районов Красноярска.

Концепт-эскизUrbanинфраструктураисследованиеинициативапаркингстудентыРЗТ2014
01ww
Пересечение улиц Чернышевкского и Дмитрия Мартынова

Эта работа стала итогом студенческой практики, проходившей в стенах нашей мастерской. Предметом исследований мы выбрали новый жилой район «Покровский». В работе участвовали пять студентов Института Архитектуры и Дизайна СФУ 3-го курса.

Концепт-эскиз

Красноярск бурно развивается. За последние 25 лет его население увеличилось на 120 тыс. человек (более чем на 10%). Даже в третьем тысячелетии, как и в советское время, микрорайонная застройка доминирует в новых жилых районах. Покровский — один из таких. Стремительно возникший, он демонстрирует современные аспекты роста Красноярска, при этом закладывает основу для жизни города в будущем.

Мы предприняли попытку оценить процессы, протекающие в Покровском и выявить «рудименты» и «атавизмы» микрорайонной системы. Наша цель — сформулировать принципы адаптации микрорайонной структуры к жизни современного Красноярска, разработать методы реконструкции спальных районов в соответствии с нашим пониманием приоритетов городской жизни.

1. Исследование

На стадии сбора материала большую часть работы выполняли студенты, это самая важная часть исследования, без помощи студентов, у Проектной мастерской «А2» не было бы возможности собрать такой материал, а значит само исследование могло не состоятся.

Структура процесса исследования выглядела просто: натурное обследование и сбор материалов; далее анализ, систематизация, визуализация полученных данных; в конце формирование и проработка проектных решений.

Для натурного обследования было сделано 12 выездов на территорию, при которых, кроме фотофиксации, выполнялись форэскизы, фиксирующие ключевые характеристики среды, а так же проводились небольшие социальные исследования (анкетирование, опрос). Например, интересна акция «Стикеры», в которой жителям предоставлялась возможность высказать свое мнение о микрорайоне на специальных стикерах, развешанных на досках объявления, и у подъездов. Одним из результатов такой акции стало понимание, что существует значительная часть жителей, положительно оценивающих состояние района, а также многие готовы самостоятельно прикладывать усилия, что бы решить его проблемы.

Среда

Особое внимание в натурном обследование было уделено средовым качествам района. Типичные проблемы благоустройства, свойственные отечественным микрорайонам, остаются и в современной застройке Покровского. Низкая пешеходная связанность, обилие барьеров среды, невысокое качество материалов покрытий, непродуманное озеленение — составляют основу средовых проблем района. Направления пешеходного движения не всегда совпадают с точками притяжения, часто единственный возможный путь лежит через дворовые пространства, где-то движение возможно только по автомобильному проезду или по газону. Такие проблемы связанности территории — результат ошибок проектирования на уровне планировки района, а также не простая ландшафтная ситуация, которую не учли проектировщики. Барьеры пешеходной среды связаны с проектированием на детальном уровне, с обилием автомобилей, со сложностями обеспечения доступности для маломобильных групп населения в пересеченном ландшафте. Пешеходное движение, как в улицах, так и внутри микрорайона не продумано, тротуары зачастую выполнены формально, имеют высокие бордюры, часто прерываются неожиданно или упираются в припаркованные автомобили.

Передвижение по району затруднено даже для молодого здорового человека, не говоря уже о маломобильных. С ужесточением требований, в новостройках начинают появляться пандусы и подъемники повсеместно, но в Покровском, в большинстве случаев, выполнение требований остаются формальным. Качество таких решения не позволяет обеспечить доступность среды для пожилых людей, инвалидов и молодых мам с колясками. При этом нужно отметить, что изредка всё-таки встречаются качественные пандусы у магазинов, но это не несет системного характера. Несмотря на заверения строителей, что благоустройству будет уделено много внимания, не покидает ощущение, что оно делалось оно по остаточному принципу. Материалы покрытий и их сборка выполнены на очень низком уровне, недостойном новых районов города. Особенно это касается пешеходных элементов среды: брусчатка «плывёт», бордюры высоки и неряшливы, стыки материалов грубы. Кроме того, затянувшееся состояние «стройки» района накладывает свой отпечаток. Например, улица Любы Шевцовой до сих пор имеет грунтовое покрытие на всем протяжении, хотя объекты строительства на ней сданы в эксплуатацию уже несколько лет назад.

Экраны

Говоря о городской среде Покровского нельзя не остановиться на отличительной особенности района — шумовые экраны вдоль основных улиц. Именно они создают первое впечатление (наряду с архитектурой многоэтажных зданий), когда человек заезжает в район. Их повсеместное расположение, их дизайн, техническое состояние, способны вызвать острую негативную реакцию, а их польза — защита от шума — весьма сомнительна. Но самое главное, они создают разрыв городской ткани, отчуждают и маргинализируют часть ее территории.

Шумозащитные экраны уничтожают улицу, как общественное пространство. Они превращают её в «транспортный коридор», характерный для индустриальных и коммунально-складских территорий.

Социальная адаптация

Исследование социальной адаптивности места дало представление об основных проблемах и потенциалах местных сообществ, наличия или недостатка инфраструктуры для удовлетворения интересов разных возрастных групп. К примеру, было выявлено, что социальная инфраструктура для детей младшего возраста представлена повсеместно. Практически все новые дворы обустроены детскими игровыми элементами, на которых весь световой день присутствуют мамы с детьми. Младенцы 1-3 лет впервые начинают общаться со своими ровесниками, а их родители делятся опытом между собой.

Особенностью района является доминирование частного бизнеса в сфере услуг воспитания детей дошкольного возраста. Это стало, прежде всего, результатом задержки в реализации программ по строительству муниципальных детских садов. Индивидуально ориентированные сервисы по воспитанию детей дадут положительные результаты в будущем - ребенок никуда не уходит со своей территории, его детство формируется внутри местного сообщества.

С другой стороны, обеспечение интересов старших поколений либо представлено слабо, либо отсутствуют вовсе. Возможно, это объясняется тем, что молодой район, населен в основном молодыми семьями. При этом заметно распространение специализированных точек продаж алкогольной продукции. На небольшой территории выявлено как минимум 13 магазинов различного уровня — от продажи разливного пива до крупных винных магазинов, это не считая продуктовых магазинов, в которых так же присутствует продажа алкоголя. Такая ситуация рассматривается как потенциально негативный фактор, особенно в сочетании с отсутствием альтернатив проведения досуга для взрослого населения в микрорайонах.

Парковки

Не нужно быть специалистом, чтобы приехав один раз в Покровский, не заметить острую проблему с парковками. Если вы приехали сюда на автомобиле, почувствуете, что здесь сложно не только найти место для паркования, но и перемещаться по проездам микрорайона затруднительно, из-за всюду припаркованных автомобилей. При этом, визуальный подсчет припаркованных автомобилей, в том числе в неположенных или необорудованных местах (а это 30% от всех выявленных стоящих авто), указывает, что это всего лишь четвертая часть от необходимой емкости парковочных мест района, из расчета 1 машино-место на квартиру. Такой недостаток мест говорит о невозможности создания района с высоким уровнем качества жизни. А конфликты пешеходов и автомобилистов не позволят формировать комфортную и безопасную среду.

Дворы

Благоустройство, чистота и озеленение дворов не вызывает нареканий. Все портят автомобили и рыхлость микрорайонной структуры: отсутствие четких границ частных и общественных пространств, транзитные пешеходные движения через двор,- способны в будущем свести на нет попытки жильцов содержать в порядке дворовые пространства.

Итоги исследования

За одну практику пять студентов собрали такой объем данных, которого хватит на разработку нескольких серьёзных научных или проектных работ. Уровень исследования, проведенного ребятами, можно назвать всесторонним, а итоги неоценимыми, но есть ряд аспектов для дальнейшей работы студентов и сотрудников института. К примеру, углубленное изучение жилой среды Покровского и её влияние на социальные процессы, происходящие там, позволят безошибочно действовать проектировщикам и властям города в подобных районах. Также, есть потребность в подключении студентов Института Архитектуры и дизайна СФУ не только к исследовательским направлениям, но и к практической деятельности, в том числе проектной.


Речь идет не просто и не только о студенческих проектах: особенно неоценимая помощь может быть в работе с местными сообществами, когда от лица профессионалов осуществляется поддержка инициатив активных жителей, помощь в планировании развития среды и благоустройства жилых пространств. В дальнейшем, это может привести даже к открытию в районе небольшого филиала СФУ, где жители смогут сами, при консультационной поддержке сотрудников и студентов строить планы на развитие своего района. Для студентов это хорошая практика и апробация знаний, полученных в институте. Для Института это возможность напрямую участвовать в городских преобразованиях и влиять на них. Для жителей это неоценимая помощь, которая даст им уверенность в своих силах.



Уровни планирования

2. Методы


Собранный в исследовании материал дал пищу для размышлений и привел, в итоге, к ряду ключевых подходов, применимых как к Покровскому в частности, так и ко многим другим новым районам Красноярска. Весь комплекс решений и методов, так или иначе, имеет отношение к разным уровням планирования, разным ведомственным компетенциям, несут разную финансовую и временную нагрузку. Легче всего представить три уровня планирования: город, район, местный уровень, — в них отражены основные точки, на которые необходимо направить усилия городским и районным властям, а также местным жителям.

Уровень 1: Город

Первое, с чего необходимо начинать – это попытаться определить место района и его значение на уровне города. Какой потенциал он в себе несет? Какую роль он играет, и Чем может стать для города, как единого организма, в будущем? Какова его миссия? Район Покровский, хоть и несет в себе, от рождения, свойства типового спального района, не отличимого от других подобных, но если широко оценить его местоположение в структуре города, можно увидеть значительный потенциал для возникновения здоровой многофункциональной, разнообразной, насыщенной городской ткани. Где кроме непосредственно жилой площади зданий и побочной социальной инфраструктуры, присутствует значительная доля нежилой недвижимости, не только обслуживающей, но и полноценного бизнеса, создающего местный финансовый и налоговый оборот, создающий местные рабочие места, дающий социокультурный эффект на территорию. Близость исторического центра даёт возможность усилить подобные эффекты, что, в итоге приведет к обратной положительной отдачи для окружающих территорий и всего города.

Lrt2w


Транспорт

Оценивая расположение района в структуре города, также необходимо понять, какие виды транспортных связей нужны району сегодня и в перспективе для полноценного интегрирования его с городом и преодоления изоляционных факторов. Сегодня только улица Караульная непосредственно, и ул. Шахтёров в ближайшем приближении, осуществляют связь Покровского с другими районами города. Обеспечение района общественным транспортом слабое, особенно страдает связь западных районов левобережья с жителями Покровского района. Однако, в новый разрабатываемый генеральный план Красноярска закладывается строительство туннеля, соединяющего улицу Мужества с проспектом Свободный. Ул. Мужества станет значимым элементом транспортной структуры левого берега Красноярска. Ул. Караульная и ул. Мужества — две магистрали с потенциалом городского значения, а значит, они способны стать осями для магистральных транспортных систем, проходящих через район Покровский.

Две ветви нового скоростного трамвая, соединяющие удаленные районы города, и пересекающие левый берег Красноярска с запада на восток, минуя исторический центр — могут стать одним из важнейших решений транспортной проблемы всего Красноярска. Первая ветка соединит Ветлужанку с жд. станцией «Красноярск-Северный». Вторая способна существенно сблизить промышленный район Красноярского Алюминиевого завода с зеленой зоной Сибирского Федерального Университета. Район Покровский расположен в центральной части этих двух маршрутов. Это повышает его значение, и даёт толчок для развития Покровского района в целом, что так же делает его чем-то большим, чем рядовой спальный район.

Кроме магистральных маршрутов общественного транспорта, необходимо организовать систему местных подвозящих маршрутов. Улица Чернышевского является своего рода «мостом» между магистральными улицами Мужества и Караульной и центральным элементом Покровского. Местные маршруты экологически чистого тихого транспорта будут курсировать между станциями скоростного трамвая, расположенными на магистральных улицах. Они обеспечивают удобный подвоз жителей района к пассажироёмким транспортным системам города, что, в том числе, приводит к снижению автомобильной зависимости Покровского района.

Парковки, как уже было отмечено выше — острейшая проблема Покровского. Это проблема не только этого района. Поиск решения проблем паркования уже перезрел — сегодня это вопиющая необходимость, не терпящая отсрочек. И решение её лежит в самой верхней плоскости планирования, она не может быть решена локальными методами. Автомобилизация города сродни историческим процессам телефонизации или канализации, решение которых стало возможным только при централизованном подходе, масштабными и революционными методами, распространяемыми по всему городу.

Удобный транспорт, в купе с грамотным функциональным насыщением территории — один из важнейших пунктов привлекательности района и его жизнеспособности. А это главная задача планирования района на городском уровне.

Уровень 2: Район

Рассмотрение районного уровня планирования необходимо, прежде всего, для выявления внутренних векторов развития, формирования макро-структуры района и артикуляция его пространств. Основным планировочным элементом, формирующим структуру Покровского, является «перекрестие» улиц Чернышевского и Мартынова. Они делят территорию на четыре микрорайона. Это главные планировочные оси Покровского.

Ул. Чернышевского

Ул. Чернышевского — основная транспортная ось. Она имеет транспортное значение для старой и новой Покровке, связывая ул. Степана Разина с Караульной. На ней сосредоточены не только местные маршруты общественного транспорта: улица, шириной около 70 м, способна включить в себя значительное количество парковочных мест, причем не только наземных — в створах красных линий возможно разместить подземные парковки, предназначенные для живущих и работающих поблизости.


Ул. Дмитрия Мартынова


Ул. Мартынова, хоть и имеет сопоставимое планировочное значение для района, но она лишена транспортного потенциала — имеет небольшую протяженность, и отсутствуют прямые связи с важными артериями города. Однако эти и другие факторы делают возможным задать иной важный вектор развития. Ул. Мартынова — ядро общественного пространства, это линейный центр района. Для этого меняется конфигурация улицы, превращаясь в бульвар с тихими боковыми улицами, с ограничением скоростного режима и отсутствием транзитного транспорта. Бульвар между ними, шириной 33 метра, насыщается общественными зонами, публичными пространствами, объектами обслуживания. Широтное направление улицы лучшим образом способствует пешеходной активности, поддерживая благоприятные инсоляционные режимы.

Doklad na konferentsiyu stranitsa 35w
Реконструкция ул.Д.Мартынова (предложение)

Ул. Чернышевского — большая городская улица с общественным транспортом, парковками и крупными магазинами, Она связывает район с городом, является главными «воротами» Покровского. Ул. Мартынова — местная уютная улица, но с активной городской жизнью, насыщенной множеством адресных функций, рассчитанных на обслуживание пешеходов. Это «сердце» района, поддерживаемое активным местным сообществом.

Акцентирование главных осей района, артикуляция структуры и значения каждой улицы приводит к ясному пониманию предназначения отдельных частей района жителями и бизнесом.

Пространства

Дружелюбность и привлекательность района также зависит от того, как легко ориентироваться по нему. Однообразие типовой застройки не способствует этому. Необходимо включение архитектурных акцентов, расположенных в ключевых точках пространственных связей. Такими объектами могут стать небольшие здания двух-трех этажей нежилой площадью 2000-3000 м2, и имеющих выразительное архитектурное решение. Неплохим примером такого объекта может быть здание боулинг-клуба «Куб» по ул. Молокова, разработанный мастерской «А2».


Внутри микрорайонов также необходима артикуляция пространств, но немного другого рода. В первую очередь, необходимое ясное разделение дворовых и общественных пространств. Многие внутримикрорайонные проезды должны превратиться во внутренние улицы, с акцентом на их общественное значение и четким противопоставлением частным дворовым пространствам. Благодаря этому, внутри четырёх больших микрорайонов-кварталов возникнет квазиквартальная структура, способствующая упорядочиванию иерархии пространств, исключающая или минимизирующая транзитное движение по дворам. В головах жителей исчезнет такое явление как «ничейная земля» — пространство, которое уже не «мой двор», но еще не «город», пространство, за которое непонятно кто отвечает, содержит и развивает.

Микрорайонный тип застройки часто страдает обилием таких территорий, и из-за слабой парцелляции пространств быстро приходят в упадок и становятся не безопасными. Артикуляция границ пространств позволит закрепить ясный статус такой земли. Для этого достаточно грамотно расположить объекты-ориентиры, управляющее взглядом и направлением движения пешехода. Это может быть озеленение, небольшие павильоны и здания, дизайн поверхности земли, — они указывают, где заканчивается общественное пространство, заполненное функциями шаговой доступности, а где начинается интимное дворовое пространство.

Doklad na konferentsiyu stranitsa 26w
Объекты-ориентиры как метод артикуляции пространств
Районный уровень планирования включает в себя не только архитектурно-пространственные аспекты, но и требует решение регуляционно-правовых вопросов, разрабатываемых властями в кооперации с местными жителями.

Экраны

Несмотря на необходимость организации местных жителей, существуют проблемы местного уровня, которые необходимо решать уже сейчас, усилиями хозяйствующих организаций. В первую очередь это касается шумовых экранов. Их демонтаж — задача, не терпящая отлагательств. Их существование — мощнейший фактор снижения привлекательности района для жителей и бизнеса, загрязнения материально-визуальной среды, приводящий в итоге к дестабилизации социальной обстановки и безопасности в перспективе. Замена экранов на посадки деревьев и кустарников — первая мера оздоровления улиц. При должном уходе озеленение дает значительно больший эффект защиты от шума, не говоря уже о других положительных эффектах зеленой среды. Без ликвидации шумовых экранов невозможно создание благоприятной пешеходной среды, невозможно привлечение современного бизнеса в район, формирования безопасной и дружелюбной улицы.

Все выявленные исследованием недостатки жилой среды района Покровский необходимо устранять, а качественные решения поддерживать и содержать в дальнейшем. Для этого фундаментальным условием становиться способность сообществ к самоорганизации. Активизация местного самоуправления дает импульс к повышению ценности окружающих территорий для жителей. Сложно переоценить, насколько важным станет содержание объектов среды, которые они самостоятельно спроектировали и сделали своими руками. Возникновение локальных соседских клубов («комьюнити центров»), автономных или являющихся частью школьных комбинатов — первый шаг к формированию сообществ, способных влиять на развитие микрорайона.

Местные мастерские, в которых активные жители своими руками создают элементы благоустройства и малые архитектурные формы, сделают жилую среду уникальной и ценной в глазах самих жителей, повысит их самоидентификацию. А пространства для собраний, на которых, при поддержки профессионалов, можно участвовать в планировании района, повысит сопричастность жителей с будущем Покровского. Гибкость самоорганизующихся систем дает наилучший эффект именно на местном уровне, позволяет экономить силы и ресурсы города на постоянное поддержание качества жилой среды. Исследование показывает, что в Покровском есть активные жители, готовые самостоятельно принимать решения и действовать независимо — важно помочь им на начальном этапе.



Вывод

Для выявления методов реконструкции новых спальных районов Красноярска, можно выявить ряд универсальных шагов, способствующих превращению спальных районов города в полноценные городские пространства с активной жилой средой:

1. Понимание места и значение территории в городе, определение внешних транспортных связей различных уровней;

2. Определение макроструктуры планировки района, выявление осей, вектора развития отдельных частей района;

3. Тщательное структурирование пространств, ясное деление частного и общественного, двора и улицы;

4. Создание «маяков». Строительство знаковых объектов, формирующих пространственные и эмоциональные ориентиры;

5. Активизация местных сообществ. Расширение прав и возможностей местного самоуправления;

6. Поддержка качества материальной среды, качество благоустройства, малых архитектурных форм.

Новые микрорайоны, во многом, страдают отсутствием внимания к этим принципам. Это ведет к глубоким социальным проблемам районов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Понимание этого проектировщиками, застройщиками, органами власти позволит не только избежать проблем в новых строящихся микрорайонах, но и существенно повысить качество в уже сформировавшихся. И необходимо отметить, что, несмотря на необходимость привлечения значительных усилий муниципальных органов власти, осуществление многих принципов невозможно без самоорганизации местных сообществ, их активности и готовности своими силами создавать качество окружающей среды. Только сочетание «больших» и «малых» дел, централизованного подхода и локальной активности дают эффективность планирования и реконструкции жилых районов.

Авторы
Архитекторы:
  • Ольга Бахмутова
  • Эмилия Акишева
Упоминания в СМИ
Bedovyy
Региональное издание «НГС Жилком», Красноярск
14 ноября 2014