Зеленая волна

Концепция развития Нового центра Красноярска

Концепт-эскизUrbanНовый центринфраструктуракомплексисследованиеинициативаландшафтпаркингу воды2012

Мы много работали с районом Взлетка и решили провести исследование общественной территории, ответив на вопросы и задачи, которые поставили сами себе.

Рассматриваемая территория расположена на левом берегу реки Енисей, в створе Октябрьского моста. Участок занимает ключевое положение в планировочной структуре города. Этим определяется не только высокий инвестиционный потенциал данной территории, но и динамичное развитие всего Советского района г. Красноярска.

Связывая внутренние районы города с рекой, эта территория должна превратится в масштабное общественное пространство, стать важным элементом экологического каркаса нашего города.

«Зелёная волна» - это не замена «Исторического центра» на «Новый центр», это часть сети общественных пространств в городе.

Концепт-эскиз

Территория в городе

Ситуационная схема. Город



Ситуационная схема. Район


Аэропорт
Aeroport
Проекты 80-х
Poekty 80h
Современное состояние
Sovremennoe sostoyanie

Основные задачи:



Мегаполис. Развитие полицентричной структуры мегаполиса.

Новый центр. Завершение формирования городского центра на левобережье Красноярска.

Социальное обеспечение. Гармонизация социальной жизни района. Предоставление оптимальных площадок для строительства школы, детских садов, физкультурно-спортивного центра, досугового пространства и т.д.

Городское сообщество. Удобная пространственная организация - залог активного и здорового образа жизни, развитие местного самоуправления, ТСЖ, добрососедского общения и досуга.

Бизнес. Формирование среды, стимулирующей развитие малого и среднего бизнеса.

Экологический каркас. Озеленение. Формирование сети общегородских ЭКОмаршрутов (Взлетка - о.Татышев - Исторический центр).

Экологический каркас города

Территория должна стать важной частью единого экологического каркаса города. Для этого необходимо вывести ее на берег Енисея и связать набережную и остров Татышев с внутренними территориями Советского района, сохранив возможности для дальнейшего развития зеленого каркаса.

Развитие набережных и островов даст импульс создания непрерывной сети рекреационных маршрутов Красноярска и проектируемый участок будет одной из ключевых точек этой сети на левом берегу Енисея.

Географически, центром Красноярска является Енисей и его острова. Суда, пристани, речные сооружения, мосты, набережные, весь речной фасад - важнейшие составляющие «Красноярской идентичности», рекреационной, туристической и культурной сферы жизни Красноярска и края.

Развитая система пассажирского водного транспорта должна стать полноправной частью всей транспортной системы города.

Общественные центры Красноярска в экологическом каркасе города

Красноярск перешел миллионный рубеж. В растущем городе должна развиваться система общественных центров. Исторически сложившиеся продольный центры должны дополняться поперечными. Плотная сеть общественных пространств улучшает связанность градостроительной ткани, т.е. решает одну из главных проблем любого мегаполиса.

Транспорт

Необходимо приступить к проектированию и построению интермодальной транспортной системы города. Координация работы отдельных видов транспорта, приводит к существенному повышению эффективности системы в целом.

Общественный транспорт. Территория расположена на пересечении важнейших транспортных артерий. Она станет новым городским центром и общественный транспорт будет здесь приоритетным. Появятся новые остановки автобусного сообщения, линия скоростного трамвая по ул. Авиаторов. Предполагается строительство двух станций метро: "Новый центр" и "Октябрьская".

Водный транспорт. Территория выходит на берег, что даёт возможность подключить её к системе водного транспорта. Тут будут курсировать регулярные маршруты речного трамвая, сформируется сеть речного такси, и откроются возможности для частных лодок. Координация водного транспорта с наземным повысит эффективность все транспортной системы.

Личный транспорт. Немаловажную роль играет индивидуальный автомобильный транспорт. Он должен иметь удобный доступ ко всем объектам инфаструктуры, при этом необходимо минимизировать транзит, исключив его негативное влияние. Проблема паркования личного и служебного транспорта решается за счет организации платных парковок. Основная доля парковочных мест, формируется закрытыми подземными паркингами на 7600 мест, которые рассчитаны на боле длительные режим хранения. Для кратковременного хранения предусмотрены открытые парковки до 400 мест, плата на которых должна быть значительно выше платы в подземном паркинге.

Велосипед. Городу необходимы экологичные виды транспорта. Велосипед станет полноправным элементом транспортной системы. Сеть велодорожек и сопутствующая инфраструктура должны проектироваться комплексно, тогда деловые поездки на велосипеде по безопасным маршрутам станут неотъемлемой частью жизни красноярцев.


Принципы и приемы формирования «Зеленой волны»

«Зеленая волны» — это 3-х километровое общественное пространство, пронизывающее Взлётку с севера на юг от «Арены Север» и ТРЦ «Планета» до острова Татышев. Безопасная и безбарьерная среда для пешеходов, велосипедистов и роллеров развивается двумя потоками по улицам Авиаторов и 78-й Добровольческой бригады. А затем, «ныряя» под проспект Молокова, потоки объединяются в линейный парк, шириной более 150 м и длиной 1,8 км.

Главное свойство этого пространства – интенсивная жизнь городского сообщества. В парке расположены как социальные объекты района - школа, 3 детских сада, спортивный центр, так и объекты общегородского значения - армянская и русская православные церкви, выставочный комплекс, аквапарк и парк развлечений, отель «Marriott», пристань речного трамвая, обустроенный пляж и пешеходный мост на остров Татышев.


Два зеленых бульвара по сторонам парка – непрерывная череда магазинов и клубов, кафе и ресторанов с летними террасами. Здесь найдет своё место все то, что даёт работу и формирует досуг современного Красноярца: отделения банков, офисы нотариусов и адвокатов, туристические и риелторские агентства, дизайн-бюро, центры красоты и здоровья, бюро проката и многое другое. Удобно расположенные остановки общественного транспорта (в том числе речного трамвая) и 8 тысяч платных автопарковочных мест (400 наземных и 7600 подземных) обеспечат доступ горожан.

Многообразие форм и сценариев городской общественной жизни с утра до полуночи будет привлекать сюда и жителей "Взлетки" и её гостей.

Zelenaya volna
Социальное обеспечение

В районе сложился дефицит учреждений социальной сферы. Школа на 1550 учащихся и детские сады на 810 мест решат эту проблему.

  • здоровье
  • образование
  • безопасность среда
  • комфортное пространство



Sotsialnoe obespechenie4




Городское сообщество

Насыщенная городская среда способствует взаимодействию людей разных возрастов, социальных групп, национальностей и культурных предпочтений. Концерты и праздники под открытым небом, фестивали, спортивные и другими события обогащают городскую жизнь, а разнообразные, перетекающие пространства «Зеленой волны» станут удобной площадкой для развития городского сообщества.

  • парки и бульвары
  • культура и искусство
  • улица и общение
  • перетекание пространств
  • многообразие сред
  • добрососедство
Gorodskoe soobschestvo3
Бизнес. Стратегия

Реализация идеи «Зеленой волны» обеспечит функциональное многообразие в сочетании с комфортом среды. Однако такие изменения не могут происходить независимо от окружающей городской ткани. Все кварталы, формирующие «Зеленую волну» должны пространственно и функционально взаимодействовать с главным общественным пространством.

Магазины и объекты сферы обслуживания - это важнейшие элементы построения гармоничной социальной среды как в жилой застройке, так и в общественных центрах. Посещение стоматолога, адвоката или турагента, поход в химчистку, отделение банка или фитнес клуб - неотъемлемая часть быта горожан - и это бизнес. Шопинг, завтрак в детском кафе, ужин в ресторане, просмотр футбольного матча в пабе или вечеринка в клубе и другие виды досуга горожан - и это бизнес. Владельцы бизнеса в любой сфере должны получить возможность развивать свое дело, не снижая качества архитектурной среды.

Оживление бульвара элементами дизайна и малыми архитектурными формами, использование его для проведения мероприятий и фестивалей - поможет местному бизнесу точнее реагировать на жизнь города и динамичнее развиваться.



Biznes strategiya2
Бизнес. Тактика
Biznes taktika2
Якоря и магниты
Yakorya i magnity


Пешеход и автомобиль

Проектом предлагается разведение пешеходных и автомобильных потоков в разные уровни. Пешеходные потоки «ныряют» под проспект Молокова и улицу Партизана Железняка. Там формируются активные социальные пространства. Улицы Октябрьская и Весны «ныряют» под бульвары и парк. От туда осуществляется въезд-выезд подземных паркингов.

Peshehod i avtomobil
Ландшафт

Проект предусматривает активное преобразование рельефа.

Динамичный искусственный ландшафт, богатый «townscape», эксплуатируемые кровли, геопластика, «многоэтажное» благоустройство, подиумы, искусственные водоемы, «street art», продуманное озеленение, мощение и многое другое обогатит эмоциональное восприятие городской среды человеком.


Landshaft2


Архитектура

Создавая здесь новый городской центр - мы демонстрируем современное лицо города. Эта задача требует лучших архитектурных решений. Актуальная архитектура в сочетании с архитектурными памятниками исторического Красноярска должны вывести наш город на новый уровень культурного позиционирования. Высокое архитектурное качество объектов должно достигаться, в том числе, благодаря архитектурным конкурсам.

Аэро

История первого Красноярского аэропорта даёт нам богатый материал для создания «легенды места», которая отражается в архитектурной концепции. Культивирование топонимического брэнда должно найти отражение не только в архитектуре зданий, но и в названиях объектов. Свободная геометрия объектов в парке, диагональные «азимуты» и ортогональные «взлетные полосы-аллеи» контрастируют с плотной квартальной застройкой, фланкирующей «Зеленую волну». Эксплуатация темы и атрибутики воздухоплавания - естественный и логичный приём самоидентификации бизнес-структур, работающих на территории.





Диффузия

Большое, свободное, перетекающее пространство «Зеленой волны» способствует смешению функций, взаимопроникновению локальных пространств. Участки школы и детских садов, придомовые территории, парки вокруг культовых сооружений, бульвары торговых зон, террасы ресторанов и кафе, спортивные площадки и остановки общественного транспорта - перетекают друг в друга ввиду отсутствия жестких, фиксированных границ. Жильё различных классов и ценовых категорий. Широкий спектр предприятий обслуживания, торговли, общественного питания. Учреждения образования, культуры и спорта. офисы администраций и общественных организаций и ЖКХ. Все грани городской жизни найдут своё место в "пространственном хоре" нашего линейного центра.

Diffuziya3

Генплан

Genplan
Разрез 1-1
Razvertka 2 1
Разрез 2-2
Razvertka 2 2
Вид на набережную с пляжаКультурно-выставочный центрВид на детский садВид на парк с ул. МолоковаОбщий вид с югаПерспектива бульвара на юго-востокВид на школуВид на подземный переход под ул. МолоковаВид на набережную с пляжа
1/X
Преемственность



Авторы
Архитекторы:
  • Евгений Ковалев
  • Анастасия Шарыпова
  • Алексей Шишкин
Новости по проекту
Упоминания в СМИ
A2 polet normalnyy
Ежемесячное издание «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог», Красноярск
Сентябрь 2012