«Новый Порт»

Концепция застройки и комплексного развития территории “Центральной нефтебазы”, переулок Тихий,1 в Красноярске

Концепт-эскизUrbanБизнес - сервисЖильёКультура - досугОбразованиеСпорт - туризмпаркингу водывидеогородская средаРЗТИнфраструктура2019
Заказчик: АО “Красноярскнефтепродукт”
Main picture

Красноярская нефтебаза была создана в 1929 году. Территория в 20 гектаров на берегу Енисея: промышленные резервуары и цистерны, наливное оборудование, ж/д пути, причал, технические и административные здания и сооружения.. Отсюда бензин и солярка почти 90 лет поступали на заправки города и края. В 2018 году руководством компании "Красноярскнефтепродукт" было принято решение о закрытии в течении года этого опасного объекта и выносе оборудования из городской черты.

На освобождающуюся территорию было решено привлечь инвестора-девелопера. Проектное задание определяло два основных направления: во-первых, анализ градостроительного потенциала участка и его место в стратегии пространственного развития Красноярска и во-вторых, разработка эффектного и эффективного объемно-пространственного решения по комплексной реновации территории.

Po shirine1

Концепция

Градостроительное значение района

Участок Нефтебазы входит в состав правобережной территории вокруг Октябрьского моста.Мост был введен в эксплуатацию в 1986 году и стал важнейшим фактором градостроительного развития Краснояска.

Главная меридиональная ось города:ул. Мичурина – Октябрьский мост – просп. Авиаторов стала главным фактором опережающего развития левобережных районов, таких как: Взлетка, Покровский, Северный, Ястынское поле и даже Солнечный. Впереди развитие района Солонцы-2 и продвижение дальше на север в агломерацию. Левобережная территория непосредственно возле Октябрьского моста именуется и позиционируется как Новый центр Красноярска.


При этом, “градостроительная энергия” этой оси, мощно реализуемая на левом берегу, почти никак не сказалась на правобережье. Связано это с характером исходных территорий. Если на левом – оставленный Аэропорт и свободные степи Емельяновского района, то на правом – плотная чересполосица промышленных и селитебных территорий, ТрансСиб и берег Енисея, который от района ДОК до района Причал – одна сплошная промзона. Развитие застроенных территорий и конверсия промышленных площадок – вот тот ограниченный инструментарий, из которого здесь может выбирать ответственный девелопер, что наглядно иллюстрируют наиболее заметные проекты этой части правобережья: “Образцово” - конверсия (СМ Сити) и ”Вавиловский” – РЗТ (СК Сиблидер).

Красноярск вплотную подошел к необходимости поэтапной комплексной реновации пост-индустриальной застройки, где ось Октябрьского моста и берег Енисея призваны стать “территориями опережающего развития“, а предмостную площадку, включая участок Нефтебазы, следует рассматривать как “Новый центр правобережья” - “точку роста” современного мегаполиса на Енисее.


Стратегические задачи преобразования “Нового центра правобережья”:

  • Ревалоризация (повышение ценности) территории
  • Транспортно-ориентированное развитие
  • Экологическая реабилитация территории
  • Ментальное переформатирование района
Fin 3

Тактика преобразований включает в себя следующие основные направления:

– Улучшение транспортной доступности за счет развития двух транспотно-пересадочных узлов. Первый – на предмостной площади со строительством пристани речного трамвая для пересадок река– автобус– трамвай – скоростной трамвай. Второй – на пересечении улиц Мичурина и Семафорная для городская электричка – автобус–скоростной трамвай. Формирование безбарьерной, пешеходо-ориентированной среды между этими двумя ТПУ.

– Конверсия промплощадок: Нефтебаза, Речной порт, Реалбаза. Комплексное преобразование этих территорий в современные жилые районы.

– Формирование общественного-делового кластера на предмостной площади. Строительство бизнес-центра в виде высотной доминанты, фиксирующей в городском ландшафте местоположение важнейшего градостроительного узла.Строительство развлекательного центра в дополнение торгового центра O”Keй.Стимулирование мульти-функциональной среды - активность в течение суток.Развитие набережной, места общественной жизни района, его связи с соседями.

– Точечная реновация прилегающих ”старых” жилмассивов.

Izobrazhenie



Современный микрорайон призван совместить в себе лучшие качества Советского микрорайона и “Исторического” города. К достижениям первого относится комплексный подход к системе социального и культурно-бытового обслуживания. Достоинствами второго является квартальная застройка, четко артикулирующая публичные и частные пространства, а также человеческий масштаб среды.

Принципы формирования застройки

Среда. Плотная квартальная застройка в сочетании просторной набережной, небольшими межквартальными скверами и уютными жилыми дворами формируют безбарьерную, пеше/вело ориентированную на среду. В сочетании с разнообразными объектами обслуживания, качественным благоустройством и озеленением это масштабное, интересное, безопасное, сложное, многофункциональное, перетекающее общественное пространство призвано обеспечить району устойчивое социально-экономическое развитие. Важной составляющей среды должны стать “следы истории” – артефакты, эскпонаты, public art, передающие “память места“, напоминающие о славной трудовой истории района.

Транспорт. Высокая транспортная обеспеченность достигается за счет большого количества остановок общественного транспорта в радиусе 400-800 метров, а с развитием ТПУ она увеличится многократно. Личный автотранспорт жителей и посетителей микрорайона обеспечивается обустроенными парковками (в основном подземными). Полностью исключаются уличные парковки, в том числе для гостевого транспорта. 75% внутренних улиц - пешеходные(с доступом обслуживающего транспорта), остальные 25% имеют разрешенную скорость 15-20 км/ч с применением мер по естественному успокоению движения.

Жильё. Комфортное жильё разных форматов от апартаментов и молодёжных студий 18-25 м2 до “семейных гнёзд” и пентхаусов 120-150 м2. Не приветствуется формирование ”муравейников” или ”сливочников”, так как пространственная сегрегация по национальным, культурным, возрастным, имущественным или иным критериям ведет к обеднению социальных взаимодействий, препятствует формированию ”живых” соседских сообществ.

Нежилое. Микрорайон должен иметь собственную школу и рассредоточенную систему детских садов/центров. Количество мест в школе и ДОУ может превышать потребности самого микрорайона на 10-20% в связи с недостаточной обеспеченностью соседних территорий.Многочисленные мелкие и средние предприятия торговли, общественного питания и другие сервисы располагаются в шаговой доступности в первых этажах жилых комплексов, стимулируя активную жизнь улиц. В зоне набережной возможно создание крупных объектов спорта, досуга и общепита, как ”магнитов” для усиления уличного трафика, в том числе со стороны посетителей из соседних районов.

1/X

Принципы архитектурно-планировочных и пространственных решений

Структура застройки представляет собой квартальную систему. Это позволит обеспечить жителей района приватными дворовыми территориями и системой общественных пространств в виде улиц и площадей, насыщенных объектами обслуживания.

Ни один из кварталов не имеет полностью замкнутого периметра на всю высоту застройки. Это обеспечит жилым дворам визуальную связь с улицами и аэрацию территории.

Фронт этажности понижается к местам наибольшей концентрации застройки для обеспечения наилучших условий инсоляции. В каждом квартале предусмотрены аттиковые этажи, что подчеркивает сомасштабность застройки человеку.

Застройка береговой линии представлена чередованием высотных доминант и террасированными зданиями, понижающимися к реке. Первые формируют выразительный речной фасад, вторые — человеческий масштаб и раскрытие застройки на берег Енисея.

Eskiznyy proekt zastroyki 21
Разрез
Эскиз генерального плана проекта застройки и схема благоустройстваПлан 1-го и 2-го этажейСхема организации движения транспорта и пешеходов и план подземного уровня и  Эскиз генерального плана проекта застройки и схема благоустройства
1/X

ТЭП по жилому району:
  • Общая площадь квартир - 247 740 м2
  • Общая площадь коммерческих помещений - 78 030 м2
  • Количество жителей - 7 286 человек (при жилищной обеспеченности 34 м2 на человека)
  • Количество автостоянок - 2 800 м/м.

  • Максимальная этажность зданий рядовой застройки — 10 этажей
  • Максимальная этажность зданий застройки набережной — 30 этажей
  • Размер базовой планировочной единицы (квартал) — 80 х 72 метра
  • Количество нежилых этажей — 1-2
Объекты социального обслуживания:
  • Общеобразовательная школа на 1200 учащихся, являющаяся социальным центром района.
  • Детские дошкольные учреждения, встроенные в жилые здания в количестве 8 штук с вместимостью до 30 детей.
  • Центр водных видов спорта с 50-ти метровым плавательным бассейном и СПА — комплексом, которым пользуются учащиеся школы в дневное время, резиденты и гости района — в вечернее.
  • Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания и другие сервисы, расположенные в нижних этажах жилых зданий, формируют активную жизнь улиц, удовлетворяют ежедневные потребности жителей и гостей района.
Birds 02
Авторы
Руководитель мастерской
Главный инженер проекта
Главный архитектор проекта
Архитекторы
Инженеры
Дизайнер
  • Ирина Худякова
Консультант
  • Игорь Башкатов
  • Виталий Чеусов
Видеомастеринг
Награды
Thumb dplom apmo neftebaza